О ТРЕНИРОВКЕ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ

Задача спортивного скалолазания — преодоление в условиях соревнования скального участка большой трудности в кратчайший срок и без обусловленных правилами технических ошибок.

Лазание в альпинизме для первого в группе происходит со страховкой снизу. В спортивном скалолазании страховка всегда верхняя. В альпинизме скальные участки находятся над километровыми стенами, в спортивном скалолазании высота скал не превышает 100 м. Из рассмотренных различий нужно выделить два основных в тренировке спортсмена-скалолаза — скорость и фактор соревнований. Первое потребует существенной интенсификации тренировки, второе — специальной тактической и моральной подготовки.

В дальнейшем мы будем рассматривать только спортивное скалолазание, в частности индивидуальное лазание — основу этого вида спорта.

Основные качества скалолаза

Для преодоления в кратчайший срок и без технических ошибок установленного судейской коллегией скального маршрута скалолаз должен обладать достаточной физической, технической, тактической и моральной подготовкой.

Физические данные

Основные физические качества скалолаза и требования к уровню их развития определяются характером спортивной деятельности. При подъеме по скальному маршруту высотой 100 м спортсмен весом 75 кг совершает работу 7500 кгм. Если принять время прохождения маршрута 5—8 минут, то только для подъема своего веса скалолаз должен развивать в течение этого периода мощность от 1/3 до 1/5 лошадиной силы. Фактически же мощность существенно выше, так как большой объем работы затрачивается скалолазом на выполнение технических приемов.

Развитие такой мощности требует усиленного потребления кислорода. Организм в течение продолжительного времени не может интенсивно работать с большой кислородной задолженностью, мощность должна уменьшиться, т. е. скорость подъема упасть. Недостаток кислорода воздействует и на нервную систему, нарушает координацию, а следовательно, снижает скорость и повышает возможность технических ошибок. Известны случаи кратковременного обморока, приводящего к срыву.

1.  Итак, одно из основных физических качеств скалолаза, позволяющее ему совершать работу с высокой интенсивностью в течение 5—8 минут,— скоростная выносливость.

2.  Выполнять столь интенсивную работу должна большая группа мышц, в основном ног и туловища. Попытки проходить маршруты за счет мышц рук приводят к снижению скорости и перегрузке. Следовательно, требуется хорошее, гармоничное развитие мышечной системы с учетом, что основную работу совершают мышцы ног и туловища.

3.  Руки обеспечивают поддержание равновесия, создают точки опоры трением и совершают импульсную работу при выполнении динамических приемов. На трудных участках скалолаз должен кратковременно удерживать тяжесть тела на фалангах 1—2 пальцев, при динамических приемах на фаланги пальцев приходится нагрузка, превышающая вес тела. Все эти особенности работы рук скалолаза требуют хорошо развитых мышц кисти и пальцев рук.

4.  Трудность маршрутов повышается за счет более сглаженного рельефа и увеличения крутизны скал. Поэтому существенное значение приобретают качества тонкого равновесия и координации.

5.  Очень важна для скалолаза хорошая реакция — умение в ответ на внешние раздражители (детали рельефа) находить и быстро совершать оптимальные движения.

6.  Для использования далеко и неудобно расположенных опор на соревновательных трассах скалолаз должен обладать широкой амплитудой движений.

7.  Победа достается скалолазу, прошедшему маршрут за минимальное время и без технических ошибок. Для этого надо уметь выполнять движения точно и быстро, т. е. обладать качеством скорости.

Техническая подготовленность

Скалолазание относится к видам спорта, основой хорошего результата в которых служит техническая подготовка. Хорошая техника существенно снижает энергетические затраты, ибо обеспечивает наиболее экономичные движения и правильно распределяет работу среди различных групп мышц. -

Техника скалолазания — это комплекс приемов (движений), обусловленных рельефом и особенностями физических качеств скалолаза, обеспечивающий наиболее быстрое преодоление скального рельефа с наименьшей затратой сил (с выполнением минимальной работы).

Опоры, их создание и использование. Один из основных вопросов техники — правильное использование рельефа для создания опор, обеспечивающих подъем скалолаза.

Различают опоры для рук, ног и комбинированные (руки — ноги, спина — ноги и т. п.). По характеру сил, создающих реакцию, опоры делятся на: а) нормальные — для которых реакция определяется геометрическим расположением их поверхности; б) опоры трения — реакция возникает за счет сил трения, специально созданных контрусилиями (руки — ноги, спина — ноги, расклинивание кисти или руки и т. п.); в) динамические — реакция создается за счет комбинации сил тяжести, трения и инерции.

Особенно просто и экономично использование нормальных опор, не требующих мышечных усилий для создания реакции. Простейший пример такой опоры — ступени лестницы. Примером опор трения служат плиты, камины, вертикальные щели. Обнаружение и использование опор этого вида существенно труднее и требует большей затраты сил, так как для создания контрусилий в работу включаются дополнительные группы мышц. В современных маршрутах опоры трения преобладают. Наиболее трудны создание и использование динамических опор (например, взбегание по слегка наклонной стене). При большой скорости передвижения они достаточно часто используются в современном скалолазании.

Правильное обнаружение, создание и использование опор, нахождение связи опора — центр тяжести — основа техники скалолазания.

Естественность движений. Наиболее естественное доминирующее в жизни человека движение — ходьба. При освоении техники скалолазания необходимо стремиться к тому, чтобы передвижение по скалам больше всего походило на ходьбу или бег.

К естественному надо отнести и правильное положение рук — в основном на уровне груди — головы. Попытка тянуться руками вверх заставляет наклоняться к скале. Центр тяжести также смещается к скале, возникает опасность потерять ногами опору. Кроме того, искать опору для рук вверху — значит лезть на руках, перегружая их.

Непрерывность движения. Схожесть лазания с ходьбой или бегом должна достигаться не только схожестью движений, их цикличностью, но и их непрерывностью, слитностью (правда, рельеф не всегда обеспечивает возможность непрерывного ритмичного движения; надо уметь при необходимости переходить на другой ритм — «рваный» бег). Показателем отличной техники является движение — непрерывное, без остановок. Причина остановки на маршруте, как правило,— плохое ориентирование. Но часто остановки связаны с недостатком техники, неправильным использованием имеющихся опор, из-за чего приходится «менять» ногу или руку. В результате необусловленные рельефом остановки, дополнительные затраты работы на создание и гашение инерции, потеря драгоценных секунд и сил.

Труднокоординируемые движения. Рельеф часто требует самых необычных положений, движений, которые можно определить как труднокоординируемые. Каждая из конечностей принуждена выполнять без достаточного зрительного контроля плохо согласуемые движения. При этом, в отличие от большинства видов спорта, как правило, невозможно свободное выполнение компенсаторных движений. Точность движений, чувство опоры. Правилами судейства на многих крупных соревнованиях штрафуются срывы конечностей, а на мелких, кроме того, и проскальзывание их. Поэтому от скалолаза требуется высокая точность движений. Срыв конечности бывает оттого, что опираются на нее в направлении, вдоль которого не может быть обеспечена необходимая реакция опоры. Связано это с неправильной оценкой сил трения, с неправильными или недостаточными контрусилиями, с недостаточным чувством опоры.

Тактическая подготовленность

Если правильное использование опор относится к технике, то нахождение опор, умение их увидеть и выбрать наилучшие принадлежат тактике.

Различают три основных варианта тактики прохождения маршрута:

1.   Незнакомая скала. Скалолаз знаком лишь с началом и концом маршрутов (старт — финиш) и стартует одним из первых. Задача— выбрать оптимальный маршрут (общее направление, контрольные пункты) и уже в процессе движения выбирать наилучшие варианты использования рельефа на всех участках. Основа прохождения— быстрое ориентирование в движении.

2.   Незнакомая скала. Скалолаз имеет возможность наблюдать за прохождением других участников. Задача — через зрительное восприятие запомнить весь маршрут, все детали микрорельефа, создать образ движения по всему маршруту и воссоздать этот образ при собственном движении. Основа прохождения —. запоминание через зрительное восприятие.

3.  Знакомая скала. Задача — через мышечное восприятие (движения уже неоднократно выполнялись) создать стереотипы различных вариантов прохождения всех участков скалы, использовать необходимую комбинацию стереотипов при движении. Основа прохождения — запоминание через мышечное восприятие.

В соответствии с рассмотренным выше существуют три основные стороны тактики:

1.  Макроориентирование — умение выбрать на незнакомой скале оптимальные направления движения между двумя достаточно отдаленными (10—100 м) друг от друга пунктами.

2.  Микроориентирование — умение выбрать на незнакомой скале оптимальное расположение опор, непосредственно необходимых для использования. Выбор должен проводиться с учетом дальнейшего продвижения также оптимальным вариантом.

3.  Запоминание — создание образа выполнения движения на конкретном участке маршрута с оптимальным использованием микрорельефа, через зрительное или через мышечное восприятие.

Морально-психологическая подготовленность

В скалолазании морально-психологическая подготовка спортсмена имеет огромное значение. Сколько раз безусловные фавориты соревнований, показывавшие на тренировке результаты существенно лучше, чем противники, не попадали даже в призеры. Причем не

только за счет технических ошибок, а (более часто) за счет меньшей скорости. И наоборот, участник, показывавший на тренировках средние результаты, неожиданно становился победителем. Связано это с тем, что на одних спортсменов фактор соревнований оказывает тормозящее, а на других — стимулирующее воздействие. Соревнования по скалолазанию проводятся в течение 2—3 дней. За этот срок стимулирующее воздействие соревновательного фактора для участников, стартующих в конце, успевает притупиться, а тормозящее— непрерывно накапливается.

Морально-психологическая подготовка должна защитить скалолаза от тормозящего воздействия и обеспечить к моменту старта необходимую нервную и физическую мобилизацию.

Методика тренировки

Цель тренировки — доведение качеств скалолаза до определенного уровня, необходимого для достижения поставленной цели. Во время тренировки решаются различные задачи физической, технической, тактической и моральной подготовки.

Объем тренировки зависит от квалификации спортсмена. Для подготовки на III разряд он должен тренироваться (круглогодично) не менее 2 раз, а на I разряд — 3—4 раза в неделю.

Подготовку скалолаза нельзя ограничивать только лазанием по скалам, поскольку в большинстве городов, где культивируется скалолазание, время, затрачиваемое на дорогу, исключает возможность тренировки на скалах в будние дни.

В этом случае основой создания общефизической базы, выработки некоторых физических качеств (координация, реакция и т. д.) и элементов техники является тренировка в городе (спортивный зал, стадион, парк) или пригороде. Основные средства ее — бег и специальные физические упражнения. Основой создания технической подготовки может быть только лазание по скалам.

Поскольку тренировка на скале может проводиться лишь в воскресные и субботние дни, суммарный объем лазания по высоте подъема для скалолаза III разряда должен быть не менее 300—400 м, а для перворазрядника — более 800 м в неделю. Годовой объем для скалолазов III разряда — 25—30 км, а для перворазрядника — 80—100 км. При совмещении занятий скалолазанием с альпинизмом в указанные объемы входит высота скальных маршрутов, пройденных в горах.

Общефизическая и специальная физическая подготовка

Бег — основа тренировки для создания качеств, обеспечивающих выполнение длительной работы большой мощности. Применяется длительный (40—80 минут) бег средней интенсивности, бег с ускорениями (по 200—400 м), бег в гору (100—800 м) с повторениями. При беге в гору следует контролировать частоту пульса в конце подъема: для III разряда—140—160, для I разряда — 160—180 (до 200) в зависимости от тренированности. Очередной подъем следует начинать при снижении частоты пульса до 80—120.

Тренировка в беге используется и для развития некоторых специальных качеств — ориентирования и координации (быстрый бег или бег под гору среди часто стоящих деревьев), резкости (бег с прыжками в длину —через ямы, в высоту —через скамейки, столбы, заборы), координации, равновесия и ориентирования (бег по камням, «пробегание» участков стен или стволов деревьев). Необходимо избегать однообразия в беге. Даже при наиболее тяжелом виде бега — в гору — надо на определенном этапе вводить упражнения, требующие координации, реакции и внимательности. Одновременно надо следить за тем, чтобы не перегрузить свою нервную систему.

Специальные упражнения в лазании. Самое действенное средство в этом разделе тренировки — лазание: по ветвистым и гладким деревьям, карнизам домов, кирпичным стенам со щелями, отдельно лежащим камням или предметам, столбам, заборам, гимнастическим стенкам, перекладинам, гимнастическим снарядам (стол, конь). Лазание можно усложнять: не использовать одну или обе руки; закрыв глаза,- идти спиной к предмету; лазать на упорах, с повторным прохождением по одним и тем же точкам опоры или, наоборот, только по новым точкам. Отличную общефизическую нагрузку дает круговое лазание под гимнастическим конем — вдоль и поперек, ногами или головой вперед.

При выполнении упражнений в лазании нужно обращать внимание на максимальное использование ног и инерции, на приближение центра тяжести к вертикали, проходящей через точку опоры.

Специальные упражнения для развития равновесия и координации. Чувство статического и динамического равновесия — одна из основ техники скалолазания. Для его развития используются хождение и бег по веткам деревьев, заборам, гимнастическому бревну, перекладине, туго или слабо натянутому тросу, прыжки (вверх или вниз) на малые площади (столбы), прыжки по отдельно лежащим камням, фигурное катание на коньках и слалом. Развитию координации (и реакции) помогает игра в баскетбол, футбол, настольный теннис.

Для тренировки независимого управления движениями различных частей тела нужно вводить в занятия прыжки на гимнастическую стенку (на ветки, камни и т. п.) с заранее обусловленными точками опоры для рук и ног, жонглирование, метание двумя руками одновременно по двум целям и т. п.

Упражнениями для развития реакции служат игры с мячом, лазание на скорость по гимнастической стенке, кирпичным или каменным стенам, игра в пятнашки на отдельно лежащих камнях. При лазании на скорость вводятся ограничения, например разрешается использовать только перекладины гимнастической стенки, отмеченные цветной лентой. Эти же упражнения помогают развитию координации и ориентирования.

Упражнения для развития силы пальцев необходимо выполнять регулярно, достаточно интенсивно и в большом объеме.

Динамометрия не дает точной характеристики силы руки, однако для скалолаза III разряда ее показания должны составлять не менее 0,8—0,9 от его собственного веса, а для I разряда — более 1,1—1,2. Хорошо развивает силу пальцев лазание по стенкам с малыми выступами — для одной, редко двух фаланг. Такое лазание — длительные траверсы в обе стороны, серия нескольких подъемов-спусков высотой 3—4 м (с безопасным спрыгиванием при срыве) — должно выполняться в достаточном объеме. Для поддержания тренированности пальцев и их дальнейшего развития применяется сжимание концами пальцев теннисного мячика, куска резины.

Тренировка на скалах

Тренировка на скалах позволяет решать одновременно задачи физической, технической и тактической подготовки. Она проводится, как правило, с верхней страховкой. Без страховки или с гимнастической страховкой можно выполнять траверсы лишь на высоте 2—3 м.

Страховка. В отличие от соревнований, где страховку обеспечивает судейская коллегия, на тренировках этим занимаются спортсмены по очереди.

Основные способы страховки на тренировке — через карабин, закрепленный на крючьях, выступе, или непосредственно через дерево или выступ.

Прежде чем начинать учить лазать по скалам, надо научить страховать. Главное требование к страхующему — внимательность и правильное выполнение приемов страховки. Страхующий должен находиться на самостраховке.

Выбор скал. Обучение технике лазания должно идти от простого к сложному. Для начинающих подбираются скалы, где основным видом опор служат нормальные, с минимальной необходимостью использования трения (ступени — для ног и зацепки для рук). Высота маршрута не должна быть слишком длинной — 5—10 м. Годятся даже небольшие камни высотой 2—3 м. Выбранный маршрут проходится несколько раз, причем с первых же занятий нужно развивать в скалолазе тактические качества — ориентирование и запоминание маршрута. Средства — повторное прохождение по тем же (запоминание) или полностью новым (запоминание — ориентирование) точкам опоры.

По мере освоения спортсменом элементов техники, при достаточной физической подготовленности, повышаются трудность и высота скал; последняя может достигать 30—50 м, а для высококвалифицированных скалолазов — 80 м и более.

На высоких скалах дополнительное воздействие (причем тормозящее) оказывает фактор высоты. Поэтому при переходе на такие скалы надо сперва предлагать скалолазу более легкие маршруты, чем он проходил на низких скалах.

Техника и скорость. Не следует в начальный период (3—5 занятий) требовать от скалолаза скорости. Это может привести к закреплению неправильных технических приемов, привычке к «грязному» лазанию. Вместе с тем нельзя разрешать лазать только в медленном темпе. Лазание по достаточно высоким скалам со средней скоростью менее 5 м в минуту, длительное стояние на одном месте объясняются либо несоответствием сложности маршрута технической и тактической подготовке скалолаза, либо влиянием высоты. В обоих случаях нужно выбрать более легкий маршрут, а повышать техническую подготовку на коротких маршрутах.

Надо помнить, что основой скорости лазания является тактико-технический фундамент. Попытка форсировать ее без необходимого фундамента может задержать рост квалификации спортсмена.

Основные вопросы, которые отрабатываются при тренировке на скалах: правильное создание и использование опор; непрерывность движения; естественность; выполнение труднокоординируемых движений.

Организация тренировки. Для тренировки группа (4—15 человек, в зависимости от квалификации) делится на подгруппы по 2—3 человека. Каждой из подгрупп предлагается маршрут для лазания, и участники под руководством тренера          организуют страховку.

При подгруппе в 2 человека один из спортсменов страхует, а другой выполняет лазание «спуск — подъем», начиная со спуска. При необходимости увеличить объем непрерывного лазания цикл «спуск — подъем» может выполняться 2 раза и более.

При подгруппе в 3 человека один из спортсменов страхует, другой лезет, а третий возвращается от места страховки к началу подъема и наблюдает за лазанием. После подъема лезущий становится на страховку, а ожидающий начинает подъем. При увеличении объема непрерывного лазания после подъема выполняется цикл «спуск — подъем» нужное число раз. Каждой подгруппе ставится задача: осваиваемый элемент, темп прохождения, количество повторений, возможные ошибки и т. д. В процессе занятия тренер делает замечания, а при необходимости, требует повторного прохождения отдельных участков.

Следует добиваться интенсификации тренировочного процесса за счет сокращения пауз между окончанием лазания одного спортсмена и началом лазания следующего. После выполнения своего задания подгруппы меняются маршрутами.

На каждого участника ведется дневник, где указывается название или номер маршрута, число стартов и пролезаний, показанное время, основные ошибки.

Отработка скорости движения. Скорость прохождения маршрута определяется следующими основными факторами:

1)   оптимальным выбором опор; лучше всего этот выбор делать до старта (запоминание);

2)   правильной техникой, при которой перемещение веса тела производится в основном мышцами ног, позволяющими развить по сравнению с другими группами мышц максимальную мощность;

3)   отличной физической подготовленностью, позволяющей в течение длительного периода поддерживать максимальную скорость.

При хорошей физической подготовленности основой скорости служат оптимальный выбор опор и правильная техника. Поэтому для тренировки скорости нужно непрерывно развивать в скалолазе способность быстро проходить незнакомые участки скал или на знакомых скалах — новые варианты, для которых у спортсмена еще не создан стереотип. Вместе с этим следует на знакомых маршрутах отрабатывать оптимальные варианты прохождения участков с тем, чтобы увеличить набор стереотипов для различных вариантов расположения опор.

Подготовка к соревнованиям

В сезон разыгрывается одно или два главных соревнования. Именно к ним и должно планироваться достижение наивысшей спортивной формы.

Рассмотрим вопросы подготовки к чемпионату СССР или первенству ВЦСПС, которые проводятся обычно в начале октября.

Планирование нагрузок

В октябре — январе спортсмены тренируются от 2 (в начале периода) до 4 (в конце его) раз в неделю. Основная цель — разгрузка нервной системы, развитие отдельных качеств (координация, ско-

рость), которые задерживали технический рост. Несколько снижается уровень общей физической подготовки, в частности выносливость. С февраля число тренировок постепенно возрастает до 5—6 в неделю. Повышается и интенсивность их.

Обычно длина трассы индивидуального лазания на первенство СССР— 120—150 м, из них подъем —до 80—110 м. Продолжительность подъема для знакомой трассы — около 6, а незнакомой — около 8 минут. Одна из основных задач, решаемых в процессе тренировки,— развитие способности организма выполнять работу требуемой интенсивности. Поэтому на тренировках необходимо предусматривать нагрузки, близкие к соревновательным или равные им. На сборах перед состязаниями надо выбирать трассы, равные по длине предполагаемым на соревнованиях. Если таких трасс нет, то проходятся по нескольку раз без перерыва более короткие.

При планировании объемных тренировок надо учитывать индивидуальные качества спортсменов. В отдельных случаях чрезмерное увлечение объемами, форсирование подготовки, если оно не опирается на хороший фундамент общей физической подготовки, может привести к перетренировке и снижению формы.

Техническая и тактическая подготовка

Положением о соревнованиях обусловливается место их проведения. Можно предположить, будет ли проложена трасса на известной или на новой скале. Соответственно этому необходимо планировать и тренировочный процесс.

Если скала известная, то решающим фактором будут подробное запоминание рельефа (создание стереотипа через мышечное восприятие), техническая и физическая подготовка. Несколько меньшее значение будет иметь ориентирование. На известной скале необходимо проработать и запомнить прохождение различных участков и целых трасс, учесть по возможности будущие судейские ограничения, составить графики прохождения различных вариантов трассы и, наконец, «привыкнуть» к скале.

На новой скале успех решает ориентирование, умение в кратчайший срок создавать двигательный стереотип на основе зрительного восприятия. Для этого тренировки нужно строить так, чтобы максимальное число подъемов, включая прикидки, совершалось на новых трассах без предварительного их опробования.

Критерий хорошего ориентирования — сравнение времени, показанного при первом и последующем подъемах. В начале тренировочного процесса квалифицированный скалолаз при повторном и следующих прохождениях показывает время в 1,5—2 раза меньшее, чем при первом прохождении.

Показателем хорошей тактической подготовки (хорошее ориентирование) служит отличие времени первого прохождения от последующих не более чем на 5—10%. Следует учесть психологический фактор — иногда на соревнованиях (прикидке) можно пройти незнакомую трассу за время, которое не скоро удается повторить на тренировках.

Тактика непосредственной подготовки к соревнованию и участия в нем. Большая протяженность трасс, особенно незнакомых, затрудняет их изучение и запоминание. Для запоминания используются ограничительные линии, которые дают общее направление движения, характерные детали рельефа — трещины, выступы, камины, карнизы, а также цвет скал. Скальный рельеф с расстояния 150—200 м выглядит совсем иначе, чем когда по нему лезешь. Чтобы не потерять ориентировку на трассе, надо в местах поворота особенно тщательно выбрать ориентиры, заведомо различимые при лазании на маршруте.

При рассмотрении отдельных участков трассы — сложных и ключевых мест — составляется индивидуальная (в соответствии с конкретными физическими данными и техникой) схема прохождения того или иного отрезка, сделанная на основе прохождения этого отрезка другими спортсменами, а при первом стартовом номере — судьей-демонстратором.

Иногда при малом количестве зацепок (все участки трудные) приходится разрабатывать схему прохождения всей трассы длиной 100 м и более. Работа эта трудоемкая и требует большого нервного напряжения: надо запомнить положение всех точек опоры и центра тяжести, определяющего равновесие, на всей длине трассы, да еще в динамике. Учиться запоминать трассу нужно в течение всего цикла тренировок и сборов!

Как распределить силы на трассе? Нужно ли идти медленно, думая о том, чтобы хватило дыхания (скоростной выносливости) и сил к ключевому месту и к концу маршрута? Скорость движения большинства скалолазов сдерживается недостатком техники и ориентировки. Поэтому можно посоветовать не думать о дыхании — его наверняка хватит.

Часто применяется такая тактика: спортсмен «бережет» силы для ключевого места, которое представляет основную трудность для соревнующихся. Он не торопясь («иначе устану») подходит к этому месту и медленно («надежно») его проходит. Такая тактика приводит нередко к срыву, так как длительное пребывание на скале только увеличивает утомление. Кроме того, психологическая настройка на трудность ключевого участка часто переходит в боязнь его, что тоже служит причиной срыва.

Поскольку непреодолимых мест на соревнованиях не бывает (судья-демонстратор прошел трассу), нужно проработать схему прохождения сложного места в уме особенно тщательно и как можно быстрее подойти к нему. Проходить ключевое место надо своим заранее проработанным вариантом. Только если открылись ранее неизвестные опоры, можно изменить «наигранный» вариант.

Иногда участник, поднимаясь по трассе, оказывается в положении, когда двигаться вверх невозможно из-за нехватки опор. Здесь во избежание срыва нужно сделать шаг назад, вернуться в исходную позицию, заново продумать движение и затем пройти новым вариантом.

Разминку необходимо проводить с целью подготовки организма к интенсивной работе, восстановления некоторых приемов лазания на скале того же характера, что и соревновательная, опробования спортивной обуви.

После общего разогрева (желательно на камнях) выбираются участки скал (камней), по характеру рельефа схожие с участками трассы соревнований. На них отрабатываются некоторые приемы прохождения в динамике. При этом проверяется обувь. Если она проскальзывает, ее нужно заменить или смазать канифолью. Отработка приемов в динамике необходима для автоматической реакции на участке соревновательной трассы.

Допускать на разминке срывы, особенно перед стартом, нельзя: «теряется вера» в пальцы или обувь.