ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕГУ И ФИРНУ

Снег в горах

Выпавший в тихую морозную погоду снег долго может оставаться рыхлым, неудобным для передвижения, лавиноопасным. Влажный снег после первой же морозной ночи твердеет. Как правило, снегопады в высокогорье сопровождаются ветрами, уплотняющими поверхность снега на склонах (ветровой наст), сдувающими его с наветренных участков, образующими карнизы и подкарнизные снежные скопления.

Дальнейшему уплотнению снега способствует прогревание солнцем. Многократные оттаивания с еженощными охлаждениями ведут к образованию температурного наста с поверхности и к фирнованию (уплотнению вместе с оледенением) в глубине снежной массы. Последующая непогода откладывает новые порции снега, образующего свой наст, и т. д. Поэтому снег в горах имеет слоистое строение, обусловленное периодичностью снегопадов и постоянной сменой погоды. Более глубокие слои постепенно уплотняются под давлением вышележащих напластований. Уплотнение вместе с медленно, но постоянно происходящей в глубине снежной толщи перекристаллизацией приводит к слиянию отдельных снежинок в сравнительно крупные ледяные зерна, окруженные влагой в теплое время суток и прочно смерзающиеся при нулевой и более низкой температуре. Снег такой структуры называется фирном.

Под настовой коркой, в верхних слоях снежного покрова, может оказаться рыхлый пескообразный снег, в который пробившая наст нога уходит до колена и глубже. Иногда внутри снежного слоя в результате активной перекристаллизации образуются участки глубинного инея, имеющего чрезвычайно малое сцепление и даже пустоты. Такие участки трудны для передвижения и лавиноопасны.

Строя график движения в зоне снегов, следует учитывать, что даже самый плотный фирн в дневные часы под солнцем (иногда под воздействием фена) может раскиснуть и провалиться под ногой, а после морозной ночи смерзнуться до такой степени, что потребуются кошки для передвижения по крутому склону.

Вообще же в летнее время в горах чаще встречается размякший, липкий снег, температурный наст, смерзшийся фирн, слегка влажный свежий снег после непогоды, а зимой — ветровой наст, пескообразный, сухой, морозный снег, наметенные ветром участки из мучнистого, порошкообразного снега и пушистый свежевыпавший снег. Зимние структуры снега более трудны для преодоления и лавиноопасны. Снег высотных вершин даже летом часто напоминает зимний снег, характерный для гор альпийского или кавказского типа (ветровой наст, сухой, пескообразный снег, ветровые заструги).

Важная для альпинистов особенность снега — его способность смерзаться при резком уплотнении (например, запрессовке ногой). Это качество наиболее заметно при температурах снега, близких к 0°. Груды снега, образованные обвалом, лавинные конусы, вмятины от прокатившегося камня, следы человека или животного, как правило, всегда более тверды, чем окружающий их снег. Случалось видеть в горах на обдуваемых ветром склонах, на седловинах перевалов цепочки следов, представляющие собой снежные столбики, рыхлый снег вокруг которых был сметен ветрами.

Зимние поземки «рисуют» рельефные узоры на снегу. Увеличиваясь в размерах под влиянием длительных ветров, узоры превращаются в заструги. Подмерзшие заструги, если они к тому же имеют значительные размеры, сильно изматывают альпинистов.

Во второй половине зимы под влиянием ветра и солнца на снежных склонах зачастую образуются длинные, кажущиеся бесконечными, снежные борозды, расположенные в направлении господствующих ветров. В высокогорье глубина этих борозд (а соответственно и высота гребней между ними) достигает иногда 1 м. В горных районах с большим количеством ясных, солнечных дней интенсивное испарение снега в сухом воздухе больших высот приводит к тому, что межбороздовые гребни распадаются на отдельные образования (выступы) из подмерзшего оледенелого снега, похожие на остроконечные пики высотой 1—2 м, — кальгаспоры. Целые поля кальгаспор встают серьезными препятствиями на пути альпинистов, преодолевающих высотные плато, цирки и ледники. Иногда на крутых склонах кальгаспоры используются как ступени или точки страховки.

Зимние метели и обильные снегопады покрывают снегом все склоны, гребни и ущелья. Больше всего снега скапливается в кулуарах, на поверхности ледников, заполняющих дно ущелий. В большинстве случаев снег облегчает продвижение в горах. Он засыпает ледовые кулуары, плотным плащом покрывает гладкие скальные и ледяные склоны, лавинными конусами заваливает широкие бергшрунды и рантклюфты, перебрасывает снежные мосты через бездонные провалы ледниковых трещин. В то же время снег таит в себе зачатки всевозможных опасностей. Многие склоны становятся лавиноопасными, вершины скальных гребней могут стать неодолимыми из-за снежных карнизов, ледниковые трещины превращаются в замаскированные «волчьи ямы».

Искусство альпиниста в том и заключается, чтобы использовать в своих целях все специфические особенности заснеженного рельефа.

Особенности передвижения по снегу и фирну

Снежный (фирновый) склон, в отличие от скал, позволяет создать точку опоры практически в любом месте. Для этого надо либо вытоптать нажимом подошвы (в мягком снегу), либо выбить носком или рантом ботинка (в насте, фирне), либо вырубить лопаткой ледоруба (в мороженом снегу) ступени для ног. Иногда можно воспользоваться кошками, которые прекрасно держат на твердом фирне. По этим причинам передвижение по снегу и фирну зачастую более экономично по расходу энергии и затрате времени, чем, например, лазание по скалам.

Снежные (фирновые) склоны позволяют почти повсеместно организовать страховку. Однако страховка на снегу менее надежна, чем на скалах или на льду.

При движении по снегу, в отличие от скал, применяется принцип «двух точек опоры». Этот принцип действителен даже на крутых склонах, когда передвижение совершается способом «в три такта». Только на крутом склоне, покрытом глубоким, рыхлым снегом, где для обеспечения безопасности глубоко в снег запускаются обе руки, соблюдается правило «трех точек опоры». При подъемах и спусках по снежным маршрутам большую нагрузку испытывают мышцы ног. В известной мере из-за сравнительно более быстрого набора высоты, а главным образом из-за тяжелой работы по изготовлению ступеней, интенсивнее, чем на скальных или ледовых маршрутах, работают сердце и легкие. Последнее особенно важно иметь в виду при проведении тренировок и физической подготовке участников высотных восхождений, в которых преобладают снежные маршруты.

Основные правила передвижения по снегу. При изготовлении ступеней на снежном склоне следует постепенно прессовать опору для ступни, избегая сильного удара ногой по снегу. Это помогает сохранять ступени, которые могут обрушиться от резкого удара, экономит силы альпиниста и уменьшает опасность лавины. Если наст

непрочный и не выдерживает веса человека, не надо стараться удержаться на его поверхности. Лучше резким ударом ноги проломить наст, а затем нажимом подошвы уплотнить ступень под ним. Иногда на крутом настовом склоне можно удержаться, опираясь серединой подошвы на край пробитой в насте ступени, а голенью — на наст, распределив, таким образом, вес тела на большую площадь поверхности снега (рис. 57).

Чем менее надежны ступени (рыхлый снег, гладкий подслой, на котором съезжают утрамбованные ступени, недостаточная толщина снежного покрова и т. д.), тем важнее соблюдать принцип вертикального положения тела. Прижимаясь (наклоняясь) к склону, только увеличиваешь опасность соскальзывания. Длина шага (промежуток между ступенями) не должна ставить в трудное положение наименьшего в группе. Все участники, двигаясь по маршруту, должны идти след в след, не сбивать ступеней, заботиться об их сохранности и при необходимости исправлять повреждения. Идущий первым выполняет тяжелую работу, и его следует периодически сменять. Это диктуется также соображениями общей безопасности, поскольку утомленный человек скорее ошибается в выборе пути, организации страховки, своевременном обнаружении опасности.

Необходимо всегда помнить об опасностях, постоянно подстерегающих альпиниста, особенно лавинах. Следует отдавать предпочтение более трудному пути, если он менее лавиноопасен. Так, подъем прямо вверх, «в лоб», предпочтительнее не только из-за кратчайшего пути, но и из-за большей безопасности, поскольку при этом не подрезается снег, как при движении по наклонной линии (зигзагом) или по горизонтали (траверс склона).

Техника преодоления снежного рельефа

По снежному склону крутизной до 25—30° лучше всего подниматься прямо вверх. В мягком снегу ступени изготовляют простым уплотнением (вытаптыванием) подошвой ботинка. При достаточной глубине рыхлого (мягкого) снега ступни ставят параллельно. Ледоруб, на темляке, держат за середину древка или используют как опору (рис. 58). При увеличении крутизны склона ледоруб берут в обе руки в положение «на изготовку». При увеличении глубины снега и крутизны склона ледоруб можно использовать для создания более надежной опоры, вгоняя его в снег при каждом шаге или паре шагов (рис. 59). Необходимо наблюдать за тем, чтобы ступени были горизонтальными. На плотном (твердом) снегу или фирне ступни принимают положение «елочки» и по мере увеличения крутизны склона носки ботинок разводятся все шире.

При дальнейшем увеличении крутизны склона и твердой поверхности снега переходят на движение зигзагом, меняя время от времени направление линии движения и располагая ее иод углом не менее 45° к «линии течения воды». Ступени выбивают рантом ботинка несколькими косыми (скользящими) ударами в тот период, когда находящийся в обеих руках ледоруб опирается штычком о склон. Такая работа требует некоторого навыка и тренировки, поскольку при размахивании и резких ударах ногой неподготовленный восходитель может потерять равновесие. Рекомендуется следующий порядок работы. Прежде всего штычком ледоруба надо упереться в склон на уровне пояса, затем рантом ботинка ноги, которая находится ближе

к склону, выбить горизонтальную ступень. Небольшой размах ноги (главным образом за счет голени) компенсируется сравнительно устойчивым положением альпиниста. Встав на ступень работавшей ногой, переносят на нее вес тела. Следующую ступень выбивают внутренним рантом ноги, стоявшей ниже по склону. Больший размах ноги (не только в колене, но и в бедре) облегчает изготовление ступени, однако положение альпиниста при этом менее устойчиво. К тому же здесь труднее обеспечить горизонтальность ступени (рис. 60).

На склонах средней крутизны ледоруб переносят на новую точку опоры при каждом шаге. При движении по крутым склонам, как правило, из каждого положения ледоруба делается два шага. На очень твердом насте или фирне трудоемкую работу по выбиванию ступеней ногой заменяют вырубанием или выцарапыванием лопаткой ледоруба. Еще более экономно передвижение по твердой снежной поверхности на кошках, что зачастую и более безопасно.

На склонах большой крутизны с раскисшим на поверхности снегом, если он не представляет лавинной опасности, двигаться надо так же, как и по твердому снегу. Необходимо тщательно соблюдать плавность движения во избежание срыва ступеней. Свежий мягкий снег средних высот, согретый летним солнцем, может стать настолько липким, что каждый шаг будет затруднительным. В таких случаях приходится боковыми ударами манжеты ледоруба о рант ботинка почти при каждом шаге сбивать снег с подошвы. Несмотря на неустойчивость положения' восходителя и на утомительность такого приема, од зачастую оказывается единственным обеспечивающим возможность передвигаться по липкому снегу. При известной практике этот прием, доведенный до автоматизма, становится привычным и не затрудняет, как вначале. На опасных склонах необходимо предусмотреть усиление страховки.

На склонах с размякшим на значительную глубину фирном или покрытых сухим пескоподобным снегом следует избегать зигзагообразного передвижения и траверсов из-за возможной лавинной опасности. На таких склонах, как и на очень крутых снежных склонах вообще, наиболее рационально движение «в лоб» способом «в три такта». Оно заключается в следующем. Альпинист, держа ледоруб за головку, вгоняет его в склон на всю длину рукоятки (первый такт). Если это не удается с первого раза, операцию следует повторить, расширяя образовавшееся в фирне отверстие путем поворота ледоруба за головку вокруг оси древка. Придерживаясь за ледоруб, выбивают ступени поочередно для каждой ноги и переносят на них вес тела (второй и третий такты). Ступени предпочтительнее располагать в 20—25 см друг от друга по ширине и на наибольшем для всех участников расстоянии по высоте. Близкое взаимное расположение ступеней может привести к их подлому. Утвердившись на новых ступенях, альпинист извлекает ледоруб из снега и снова вгоняет его в склон на уровне головы или выше. И опять выбивает две новые ступени для ног. Прием «в три такта» позволяет уверенно преодолевать крутые склоны, загруженные глубоким, проваливающимся под ногами снегом (рис. 61). При траверсе способом «в три такта» переступают приставным шагом (рис. 62).

Рыхлый снег на гладком ледяном основании требует для подготовки ступеней квалифицированной работы. При этом используется свойство снега смерзаться при уплотнении. Согнутую в колене ногу легким ударом погружают в снег до упора носком в лед (фирновый подслой). Затем, не отрывая носка от ледяного основания, несколькими вертикальными нажимами каблука прессуют ступень, следя за тем, чтобы ее поверхность оказалась горизонтальной.

В более сложном случае, когда крутой гладкий ледяной или фирновый подслой особенно плохо держит ступени, «съезжающие» под нагрузкой, применяется двойная запрессовка ступеней. Сначала легким ударом ноги, направленным практически перпендикулярно склону, прижимается первая порция снега, образующая фундамент, примерзающий к подслою. Потом, используя снег с боков ямки, формируют на полученном основании собственно ступень, выравнивая ее поверхность до горизонтального положения (рис. 63). Особенно хороший результат дает такая обработка маршрута на мягком снегу двойкой альпинистов, вышедших налегке с вечера накануне подъема группы. Ночной мороз укрепит следы и сделает путь легким и более безопасным.

Если слой рыхлого или раскисшего снега тонок, выгоднее воспользоваться кошками, зубья которых в глубине снега вполне надежно держат на прочном подслое.

Глубокий рыхлый снег под хрупким настом позволяет формировать ступени в его толще, если для этого используются куски проломанного ногой наста, прессуемые вместе с обрушиваемым с краев следа снегом. Образовавшийся в глубине снежной массы прессованный ком со сравнительно широким основанием, опираясь на глубинные слои снега, может выдержать вес человека, если переносить тяжесть тела постепенно, давая возможность ступени смерзнуться.

Морозный пескообразный перекристаллизовавшийся снег, а также образующийся иногда под настом глубинный иней может не поддаваться запрессовке, и формирование ступеней в глубине такого снежного слоя подчас бывает невозможным. В этом случае надо постараться использовать наст, опираясь на него, как было сказано ранее, подошвой ботинка и голенью. Очень рыхлый и глубокий снег на крутом склоне приходится преодолевать пробивая траншею и располагая на ее дне ступени и точки страховки. Такая траншея требует от альпинистов затраты больших усилий и к тому же, нарушая целостность склона, значительно увеличивает лавиноопасность. Если ледоруб не будет надежно держать в рыхлом снегу, целесообразно закрепляться на склоне, запуская вторую руку на всю ее длину в глубину снежного слоя.

Спускаться по снежным склонам лучше всего параллельными путями, организуя в случае надобности страховку. В рыхлом снегу стараются идти почти не сгибая коленей, амортизируя каждый шаг за счет проминающегося снега. Необходимо следить за шириной шага: на широком шагу провалившуюся «верхнюю» ногу трудно выдернуть из снега. В более твердом снегу на спуске следы пробиваются ударом каблука. При этом для сохранения равновесия нужно опираться на ледоруб (рис. 64, справа). На спуске по фирновому и оледеневшему снежному склону применяются кошки. На крутых склонах, на склонах, покрытых рыхлым снегом, спускаются лицом к склону способом «в три такта», обратным способу подъема, осторожно перенося вес тела с одной ноги на другую, придерживаясь за воткнутый в снег ледоруб. Спуск производится по одному следу. Особое внимание обращается на сохранение целости ступеней.

По ровным снежным склонам без камней и ледяных обнажений возможен спуск скольжением на подошвах ботинок, опираясь ледорубом о склон, — глиссирование. Положение при глиссировании напоминает низкую стойку лыжника при спуске. Ноги согнуты в коленях, одна на полступни впереди. Часть веса перенесена на ледоруб, находящийся в руках и царапающий штычком по склону сзади-сбоку от альпиниста (рис. 64, слева). Регулирование скорости осуществляется большей или меньшей нагрузкой на ледоруб и подниманием или опусканием носков ботинок. Во время движения можно изменять направление, используя ранты ботинок как канты лыж. Поворотом же можно более или менее плавно погасить скорость.

Глиссирующий не должен терять контроль над скоростью и направлением движения. Нельзя решаться на скольжение по крутым незнакомым склонам. Это, как правило, кончается травмами. Если впереди возникла опасность, а увеличившаяся скорость перестала поддаваться контролю, а также если альпинист потерял равновесие, он должен мгновенно принять положение самозадержания с помощью ледоруба (см. рис. 87).

Глиссирование как технический прием не имеет ничего общего со скольжением по снегу сидя, которое, будучи чрезвычайно опасным, не должно допускаться при восхождениях. На некрутых снежных склонах для лиц, владеющих горнолыжной техникой, возможен спуск (как и подъем) на лыжах.

Страховка на снегу

Специфика снежных склонов такова, что при умелом использовании технических средств, приемов передвижения и страховки можно всегда обеспечить максимальную надежность и безопасность восхождения.

Ледоруб в руках альпиниста позволяет иметь надежную точку опоры в виде древка штычка или даже клюва. Ледорубом можно изготовить прочные ступени, «карманчики» для рук на крутом склоне, «лоханку» для удобного положения ног на склоне при страховке через плечо. При подломе ступени достаточно перенести вес тела на штычок ледоруба, упирающегося в склон, чтобы немедленно восстановить равновесие. А при срыве, особенно в начальных стадиях скольжения, при помощи торможения клювом ледоруба на твердом фирне или насте в большинстве случаев можно задержаться. Необходимо только все время быть начеку и при потере равновесия немедленно раскинуть ноги и, тормозя острием клюва по поверхности склона, остановить движение. Этот прием самозадержания с помощью ледоруба, применяемый при срыве также на льду и на травянистых склонах, должен быть отработан в различных условиях и доведен до автоматизма каждым альпинистом.

Даже на предельно крутых склонах активное самозадержание приносит пользу, снижая скорость скольжения и уменьшая силу рывка на страховочную веревку. Во всех случаях при самозадержании необходимо остерегаться ранений клювом или лопаткой ледоруба. Из практики известно, что многие альпинисты, в совершенстве овладевшие приемами передвижения и страховкой на снежных склонах, годами ходят по горам, не имея значительных срывов на снегу. Основной вид страховки на снежных склонах — страховка через рукоятку вбитого в фирн или твердый снег ледоруба. Страховка через плечо на снежных склонах ненадежна: снежная площадка или ступени под ногами страхующего при сильном рывке могут обрушиться; самостраховка, обязательная при страховке через плечо, на рыхлом снегу практически неосуществима; на ступенях трудно принять соответствующее предполагаемому рывку положение и т. д. Приемы страховки через ледоруб меняются в зависимости от конкретных условий: крутизны склона, плотности снега, толщины снежного покрова, длины древка ледоруба, направления движения и даже физического состояния восходителей. В твердом снегу страхующий выбивает ледорубом для ног две прочные ступени или длинную (поперек склона) полку. В мягком снегу вытаптывает площадку («лоханку»). Встав на подготовленную площадку (ступени) лицом к склону, он на уровне груди или пояса втыкает в склон ледоруб. Чем плотнее снег, тем труднее вогнать в склон ледоруб, тем более надежной становится страховка. В твердый фирн ледоруб вгоняется в несколько приемов, для чего, взяв его за головку, обеими руками с силой вгоняют штычком в склон, поворачивая вокруг оси после каждого удара для расширения отверстия. В мягком снегу, не представляющем надежного сопротивления воткнутому ледорубу, необходимо утрамбовать, несколько раз подсыпая снег со склона, специальную площадку, в середину которой вогнать страховочный ледоруб. Если воткнутый по головку в уплотненную площадку ледоруб усилием в 30—40 кг в сторону возможного рывка можно сдвинуть с места, страховка через него ненадежна. Требуется дальнейшее уплотнение площадки или изменение способа страховки.

В отлогом склоне ледоруб может находиться в вертикальном положении. На крутых склонах можно исходить из такого правила: ледоруб должен быть загнан в снег с отклонением от перпендикуляра к поверхности склона на 15—25° вверх по склону. Ледоруб, вбитый в твердый фирн по самую головку, служит надежной точкой опоры для страховки, а воткнутый наполовину — много теряет в прочности (в 5 и даже в 10 раз!). Овальное в сечении древко ледоруба во избежание прорезания снега при большой нагрузке должно располагать широкой плоскостью в направлении рывка.

Нижняя страховка (страховка альпиниста, находящегося выше точки страховки) требует повышенного внимания страхующего, так как рывок при срыве верхнего будет сильным и следует ослабить его, во-первых, выбирая веревку для уменьшения глубины падения, а во-вторых, подготовившись к протравливанию части веревки при рывке для смягчения динамического удара.

Необходимо помнить, что окручивание древка ледоруба полным или полутора оборотами веревки при значительной нагрузке, из-за большого трения при зажиме витков веревки, неминуемо приведет к резкому рывку, перелому древка или выдергиванию ледоруба из снега. Огибать ледоруб полным оборотом веревки имеет смысл при страховке на пологих поверхностях ледников с замаскированными снегом трещинами или на снежных гребнях. Здесь при срыве веревка дополнительно тормозится трением о снег, в который врезается на перегибе через край трещины или через вершину гребня. Можно обогнуть ледоруб полным оборотом веревки также и при страховке траверсирующего склон (передвигающегося по горизонтали) альпиниста. Маятниковый характер падения смягчает рывок. В этих случаях конец веревки, находящийся в руках страхующего, должен на древке ледоруба располагаться под концом веревки, идущим к страхуемому. В противном случае при нагрузке веревка вползет под головку ледоруба, увеличив плечо рычага и уменьшив надежность страховки.

На склоне, покрытом рыхлым, несмерзшимся снегом или имеющем крутизну свыше 50°, для страховки следует использовать глубинные участки прочного фирна или льда, добираясь к ним с помощью ледоруба или лопаты и забивая соответственно специальные фирновые или ледовые крючья в прочное основание. Находящиеся поблизости скальные или ледяные выступы значительно облегчат страховку.

В ряде случаев на снежном маршруте возможна страховка с помощью специально подготовленной лавинной лопаты по методу В. М. Абалакова (рис. 65). Большое сопротивление всей площади лопаты, воткнутой в снег перпендикулярно рывку, позволяет использовать этот способ на многих снежных участках, непригодных для иных видов страховки.

При движении связки с переменной страховкой по длинному снежному склону следует придерживаться определенного порядка передвижения и системы смены страхующих. Так, при подъеме связки из двух человек наиболее рационален порядок, по которому вышедший вперед альпинист, проложив цепочку ступеней на длину веревки или на допустимое в данном случае расстояние, делает один-два шага в сторону и организует пункт страховки одним из перечисленных выше способов. Здесь он «принимает» идущего вторым, который, достигнув первого, не задерживается, а продолжает подъем, взяв на себя изготовление ступеней на втором этапе и организацию следующего пункта страховки. После этого первый на страховке второго повторяет порядок его подъема.

Подъем тройки при переменной страховке может иметь несколько вариантов, один из которых выглядит, например, так. Второй, поднявшись на страховке одного или обоих участников связки, поочередно страхует первого и третьего, которые, минуя его, поднимаются на второй пункт страховки. На двойной страховке поднявшихся второй продвигается к третьему пункту страховки, и все повторяется сначала.. При такой системе подъема «в лоб» выход страхующего в сторону от линии ступеней преследует цель, с одной стороны, освободить путь для поднимающихся следом, а с другой — выйти из-под удара на случай срыва верхнего и спокойно осуществлять страховку сорвавшегося, находясь в стороне от линии его падения (подробнее о страховке см. в разделе «Обеспечение безопасности на маршруте»).

Преодоление некоторых специфических элементов снежного рельефа

Закрытые ледники представляют большую опасность, так как каждая замаскированная снегом трещина является потенциальной ловушкой, имеющей подчас колоссальную глубину. По закрытым ледникам следует передвигаться в связке из 3—4 человек — так легче удержать провалившегося в трещину, как правило идущего первым. Ведущему следует быть предельно внимательным, чтобы не поставить группу над трещиной, когда провал одного из-за прореза веревкой снежного свода может привести к падению в трещину всей связки. Надо внимательно рассмотреть ледник, обратив особое внимание на перегибы его русла, повороты, места слияния с притоками, и попытаться представить себе закономерность в расположении разломов, чтобы прокладывать путь в направлении поперек предполагаемых трещин. Поскольку возможны ошибки в определении направления трещин, идущий первым в сомнительных местах при каждом шаге зондирует снег ледорубом или, что лучше, стойкой от палатки, лыжной палкой со снятым кольцом и т. д. Расстояние между участниками связки необходимо сохранять по возможности большим.

Со временем своды над трещинами разрываются, обрушиваются. Остаются наиболее прочные перемычки — снежные мосты, которые служат естественными путями преодоления трещин. Выбирая мост для перехода через трещину, следует осмотреть его и в некоторых случаях проверить на прочность путем зондирования. Если прочность моста не вызывает сомнений, по нему проходят обычным порядком при тщательной страховке через ледоруб. Если мост недостаточно надежен, через него переползают на четвереньках или даже по-пластунски с опорой на плосколежащий ледоруб (рис. 66). Страховка обязательна. При спуске мост может быть преодолен сидя или ползком ногами вперед.

Подгорная трещина (бергшрунд) при движении группы вверх может оказаться очень трудным препятствием, так как зачастую ее преодоление связано с прохождением трещины в комбинации со снежной стенкой. Многие бергшрунды и рантклюфты могут быть пройдены по зимним лавинным конусам, перекрывшим их под кулуарами. В осложненных случаях следует преодолевать невысокую стену верхнего края бергшрунда, воткнув на высоте вытянутых вверх рук ледорубы, придерживаемые за головки стоящим внизу альпинистом, в то время как второй по этим ледорубам, как по ступеням, выбирается на верхний край бергшрунда (рис. 67). Более труден подъем по высокой стене с помощью двух ледорубов, поочередно загоняемых в снег на высоте головы поднимающегося альпиниста. В рыхлом снегу, который не представляет достаточной опоры для ледорубов-ступеней, можно проделать «косой прокоп», позволяющий выбраться наверх по отвесной стене (рис. 68).

На спуске некоторые подгорные трещины могут быть преодолены прыжком. По высоким снежным стенам спускаются с помощью веревки, подвешенной на вбитом в ледяной подслой крюке или укрепленной на «снежном столбике», вырубленном в фирне. Столбик во избежание перерезания его веревкой должен иметь диаметр около 1 м. Он делается путем выкапывания (вырубания) вокруг него канавки, в которую закладывается кольцо из репшнура или куска веревки. Через кольцо непосредственно или через карабин (оставляемый потом вместе с петлей) перекидывается веревка, которую выдергивают после спуска группы. В осложненных случаях, когда нет другого выхода, приходится жертвовать ледорубом, забитым в склон или затрамбованным в снег в горизонтальном положении. За середину ледоруба заранее привязывается петля из репшнура, верхний конец ее, находящийся над снегом, и служит точкой опоры для середины веревки, как и в предыдущем случае.

Узкие снежные гребни нередко требуют балансирования на вершине гребешка без опоры о склон. Иногда единственной возможной при прохождении таких гребней является страховка через сам гребень. Осуществляется она так. Страхующий, выдавая веревку, зорко следит за товарищем. При срыве его с гребня он легко заваливается на противоположную сторону гребня и, слегка стравливая веревку, тормозит падение свое и партнера. Даже значительная разница в весе партнеров не играет особой роли, так как большое трение веревки, врезавшейся в снег гребня, исключает возможность перетягивания. При движении под горизонтальным гребнем по одному из его склонов приемы страховки те же, что и при движении по снежным склонам (траверс склона). Из-за маятникового характера возможного падения рывок не будет резким.

Подъем к карнизу с подветренной (подкарнизной) стороны исключительно опасен. Он может быть осуществлен только опытной группой при максимальной осторожности и осмотрительности, предпочтительно в морозное утро. Для выхода на гребень может быть срублена часть карниза небольшой мощности. Иногда сквозь карниз прорубается почти вертикальный тоннель, выводящий на наветренный склон. Во всех случаях страхующий располагается в абсолютно безопасном месте на достаточном удалении от участка обработки карниза. Траверс под карнизом практически недопустим из-за большой лавинной опасности.

Спуск с карнизного гребня на подветренную сторону может быть проделан сравнительно безопасно. Для этого подрубается значительный кусок карниза и обрушивается на склон, на подкарнизные снежные образования, вместе с которыми он образует лавину и прочищает путь для спуска группы.