ВСЕСОЮЗНЫЙ СОВЕТ добровольного физкультурно- спортивного общества профсоюзов
С.М. АРХИПОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ СКАЛОЛАЗОВ
МОСКВА-1988
ВВЕДЕНИЕ
Скалолазание, как спорт, зародилось в налей стране менее 40 лет назад, основоположником его был И.И.Антонович, хотя корни его исторического происхождения уходят во времена появления человека на земле.
В данное время спортивное скалолазание популярно не только в нашей стране, ко и за рубежом.
Скалолазание - это один из немногих видов спорта, который в процессе тренировок глобально охватывает мышечную систему организма и тем самым гармонично развивает тело человека.
Детское скалолазание появилось одновременно со взрослым, но первоначально оно развивалось в семьях скалолазов, где регулярно родители брали своих детей на скальные тренировки и соревнования, тем самым прививая им интерес к данному виду спорта.
Так в семье Путинцевых выросли дети-скалолазы Саша и Наташа, которые в 1954 году вместе с отцом участвовали на первенстве ВЦСПС в составе сборной команды г, Красноярска.
А дочь Олега Космачева - чемпиона СССР ( 1965 года в парной гонке) - Наташа в 15-ти летнем возрасте стала чемпионкой Казахстана, а в 20-ти летнем возрасте - чемпионкой СССР ( 1988 г.)
Многие жители г.Красноярска традиционно проводят каждый воскресный день в районе скальных столбов, где всей семьей поднимаются на столбы по маршрутам разной сложности и тем самым обучают своих детей технике хождения по скалам.
Так красноярец Александр Губанов в детстве очень любил лазaть по столбам, с 12-ти летнего возраста занимался спортивным скалолазанием в секции тренера Путинцева В.Г, и в результате в 19-ти летнем возрасте он стал абсолютным чемпионом СССР 1967 года.
И только 10-15 лет назад появилась первыe спортивные секции детского скалолазания. В 1984 году было проведено 1-е первенство ВСДСО профсоюзов среди юниоров, а в 1985 году --1-е первенство СССР среди юниоров.
Эти два Всесоюзных юниорских соревнований дали толчек к резкому увеличению числа детских секций по скалалазанию и к 1986 году количество юных скалолазов в СССР превысило 3000 человек.
Появление и бурное развитие детского скалолазания в нашей стране требует от тренерского состава серьезного подхода к системе тренировок. Особо остро стало ощущаться отсутствие методического материала по скалолазанию. А ведь скалолазание является технически сложным видом спорта и для правильного и быстрого обучения техническим правилам скалолазов необходимо строгая научная методика тренировок, как во многих других видах спорта.
В предлагаемых рекомендациях дано направление, которое в дальнейшем может быть принято за основу создания методического пособия технической подготовки как юных, так и взрослых скалолазов.
Данные рекомендации составлены на опыте подготовки спортсменов секции Алма-Атинского Облсовета ДСО "Спартак" - чемпионов СССР и ВС ДСО) профсоюзов среди юниоров:
а также чемпионки и призерки Чемпионата СССР 1985 г. среди взрослых - Смирновой И.Ю. -М.С.
ГЛАВА I.
Сейчас уже стало ясно, что развитие детского скалолазания в СССР не только возможно, но и необходимо.
Работа с детьми, по сравнению со взрослыми, имеет своя сложности и интересы.
Во-первых: на тренера накладывается ответственность за жизнь детей.
Во-вторых: тренер - это педагог, воспитатель подрастающего поколения.
В-третьих: при разработке тренировочного процесса для детей необходимо учитывать их потребность в играх. Каждое предложенное им упражнение должно включать в себя игровые моменты. Очень азартны и интересны эстафеты, их можно проводить, на скалах, тренажерах и шведских стенках. В эстафету можно включать целый ряд гимнастических упражнений.
Пример эстафеты: 5-10 кувырков на гимнастичасвом_мадте, а затем срязу 5-10 подъемов по шведской стенке. Такой переход от кувырков к лазанию хорошо развивает вестибулярный аппарат.
Дети очень любят раскачиваться на веревках, это их желание можно не только удовлетворить, дав им возможность порезвиться в конце тренировки, но и направить его в нужное тренировочное русло.
Пример: поставить перед ними задачу: кто дальше, либо точнее приземлится маятником. Это в дальнейшем пригодиться при выполнении маятника в связках.
Второй пример: кто лучше сделает переворот на 3600 в воздухе вокруг своей оси, оттолкнувшись ногами от тренажера. Это вырабатывает координацию необходимую при спуске дюльфером.
Регулярно проводить состязания как в правильности технического исполнения так и в скорости прохождения маршрутов, Почти каждая тренировка в зале должна включать спортивные игры{баскетбол, футбол, регби. При этом очень важно физиологически распланировать нагрузку на тренировке.
Порядок проведения тренировочного занятия в спортивном зале:
- легкий разминочный бег, - разминка
- работа на тренажере, - силовая работа,
- спортивные игры,
- заминочный бег и упражнения на расслабление.
Если тренировка включает в себя кросс, то его нужно бегать после работы на тренажере а не наоборот. Работа на тренажере требует свежих сил и неутомленной нервной системы.
Начинать тренировку следует всегда с легкой разминки независимо от того, что после этого следует - кросс, работа на трена-жере, либо спортивные игры.
Нужно всегда помнить, что в наших руках дети, организм которых еще не окреп. Мы не должны из детей выжимать все "соки", стремясь к достижению высоких спортивных результатов, чтобы через несколько лет она были уже ни на что не способны с надорванным больным сердцем.
Иногда дети подвержены частым простудным заболеваниям, что выбивают их из запланированного тренировочного процесса. Вот здесь важно как поведет себя тренер - даст ли ему постепенно втянуться после болезни, одерживая его рвение, либо даст нагрузку наравне со здоровыми ребятами.
Особенно в детском возрасте большую роль играет коллектив, а создание дружного здорового коллектива - задача тренера. Можно вести жесткий отбор детей в секцию чисто по спортивным данным, а можно иметь в секции ряд малоперспективных спортсменов, которые являются душой коллектива. При этом второй коллектив будет более жизненностойким чем первый. А ведь хороший коллектив обладает большой притягательной силой.
У детей быстрее чем у взрослых наступает психологическая усталость и апатия от ежедневной, частично однообразной, работы на скалах. Взрослый скалолаз в состоянии плодотворно провести 20-30 дней учебно-тренировочного сбора на скалах, тогда как у детей наступает сильное психологическое утомление уже после 7-Ю дней работы на скалах. Вот здесь детскому тренеру надо быть очень внимательным, ибо психологическое утомление, как еще говорят "приедание скал" макет отбить у ребенка желание заниматься скалолазанием.
Трекер должен сделать жизнь в секции интересной - чередовать работу на скалах с развлекательными выездами, многодневными походами, экскурсиями, купаниями ( зимой в бассейнах, летом в водоемах) и т.д. И дезе вопреки своим семейным интересам тренер должен вместе с детьми проводить праздники, отмечать дни рождения, ходить в кино, театр в т.д.
Не забывайте, что наша с вами первостепенная задача-воспитать хорошего и здорового человека, а уже затем - вырастить хорошего спортсмена.
ГЛАВА 2.
Представим, что к нам пришел новичок ( 12-13 лет) и мы долины его заново научить ходить, только теперь не по горизонтальной плоскости, а по вертикальной. Если мы начнем обучать этому сразу на скале, то столкнемся с целым рядом мешающих факторов. Основной из них - обилие и многообразие зацеп. Новичок не умея правильно оценить и использовать зацепы, будет метаться из стороны в сторону и сконцентрировать его внимание на отработке какого-то одного технического канаста на скале фактически очень сложно.
Значит наша ПЕРВАЯ ЗАДАЧА - ОБУЧАТЬ НАЧИНАЮЩИХ СКАЛОЛАЗОВ НА МАРШРУТАХ С МИНИМАЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЗАЦЕПОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОТРАБАТЫВАТЬ ВПОЛНЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ. Приняв это за основное правило организации тренировочного процесса с новичками, следует сказать, что такие маршруты проще всего создать на тренажерах.
Необходимость работы скалолазов на тренажерах, особенно в холодное время года - очевидна.
Тренажеры могут быть как каменными, так и деревянными. Сделать простейший Ереване в силах каждый из спортсменов. Для этого достаточно взять одну широкую доску ( толщиной 40-50 мы) и прислонять её к стене.
Деревянный тренажер с большой площадью обычно имеет каркас ( из металлического уголка 40-66), который обшивается досками толщиной 30-60 мм. Доски крепятся к каркасу с помощью болтов диаметром 6-10 мм в дальней 40-80 мм. Головки болтов желательно утопить в доске.
На каменных тренажерах зацепы обычно выдалбливаются. На деревянных тренажерах зацепы можно делать непосредственно вырезая их в самих досках тренажера.
С помощью фрезы и дрели можно изрезать весь тренажер множеством причудливых линий, тем самым приблизив рельеф тренажера к скальному. Такие тренажеры развивают у скалолаза хорошее ориентирование на вертикальной плоскости, но это все до момента заучивания трасс, как это бывает на хорошо облаженной скале. И главное, эти маршруты не отвечают основному правилу организации тренировочного процесса с новичками, принятого нами выше.
Имеется другой вариант нанесения зацепов на деревянный тренажер, который позволяет создать множество серей маршрутов, каждый из которые позволяет отрабатывать вполне определенный технический прием, необходимый для скалолаза.
Это тренажеры с накладными зацепами, ( в виде брусков,нашлепок, реек в т.д.) которые крепятся к доскам с помощью болтов диаметром 6-3 мм и длиной 80-100 мм.
Тренажеры с накладными зацепами позволяют создать своего рода ШКОЛУ ПОДГОТОВКИ СКАЛОЛАЗОВ.
С помощью маршрутов с накладными зацепами легко осуществить ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ - ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ и при том это возможно при отработке каждого приема в отдельности, как это будет пояснено дальше.
На таких тренажерах понятие заучивания маршрутов приобретает не отрицательный характер, как на тренажере с множеством резных зацепов, а положительный эффект - отработка до автоматизма технических приемов с постепенным усложнением трасс.
Всю технику, необходимую скалолазу при хождении по скалам, можно представать в виде множества отдельных технических приемов (моментов). Из всего этого множества технических приемов можно выделить небольшую группу, но особо часто встречающихся на скальных маршрутах, и отрабатывать их.
Если площадь тренажера не велика, то можно без особого затруднения изменять маршруты переставляя зацепы по заранее просверленным отверстиям. Таких сменных комбинаций маршрутов может быть множество.
Зацепы, необходимые для построения простейших маршрутов, изображены на рисунке I.
Правильное использование накладных зацеп требует от скалолаза внимания, особенно на первой стадии обучения. Например: нельзя обхватывать зацеп со всех сторон пальцами, а нужно использовать только строго определенную рабочую его часть.
Да, это накладывает определенные условности, но уже спустя месяц тренировок эти условности, по мере заучивания маршрутов отпадут и руки самопроизвольно будут правильно нагружать зацепы. Зацепы на маршрутах желательно располагать по вертикали строго друг над другом, что вырабатывает у скалолаза следующие навыки: во-первых ставить ноги строго под себя ( с минимальным отклонением центра тяжести); во-вторых - преодолевать маршруты по кратчайшему пути - по прямой линии; в третьих - ходить, используя только две точки опоры. И конечно же построение вертикальных маршрутов позволяет экономно использовать полезную площадь тренажера.
Таким обрезом, на маршруте высотой 5-6 метров размещается всего 6-10 зацепов, что позволяет убрать отвлекательный момент - множество посторонних зацепов.
Выделим и рассмотрим несколько серий маршрутов, позволяющих отрабатывать вполне определенные технические приемы скалолазания.
МАРШРУТЫ СЕРИИ I
Это маршруты с горизонтально расположенными друг над другом зацепами с равномерной длиной шага.
Это своего рода вертикальная лесенка. Желательно иметь несколько маршрутов с разной длиной шага - 50 см, 60 см,,70 см, 80см, 90см, 100 см. т.д. ( см.рис.2А,БВ,Г), а на рис.4(а,б) можно видеть техническое прохождение некоторых из них.
Для скалолазов маленького роста удобны маршруты с коротким шагом, а высокого роста - с длинным шагом. Работа на таких маршрутах вырабатывает у скалолаза оптимальный равномерный шаг на вертикальной плоскости, а периодическая работа на более длинном шаге улучшает растяжку ног. При этом ноги на зацепы можно
ставить по равному: либо обе ноги ставать только на большой палац, либо сделав небольшой поворот туловища в право, левую ногу ставить на большой палец, а правую - на четыре других пальца; а, сделав небольшой поворот тела влево, правую ногу ставить на большой палец, а левую на четыре других.
тановка ног с частичным поворотом туловища позволяет проходить вертикальный маршрут с большей устойчивостью, более плавно, с минимальной затратой физических сил.
Не надо забывать о постепенном усложнении маршрутов, что можно достичь увеличением крутизны тренажера от 60° до 90° и 100°, а также уменьшая толщину зацеп от 2 до I см.
Если за рабочую часть зацепы для рук принять нижнюю грань ( подхват снизу), то техника прохождения этих маршрутов меняется.
МАРШРУТУ СЕРИИ 2
Это маршруты с горизонтально расположенными друг над другом зацепами с неравномерной длиной шага.
Очень важно параллельно с отработкой маршрутов с равномерным шагом ( маршруты серии I), на которых уже спустя некоторое время тренировок скалолаз автоматически точными движениями ног попадает не нужные зацепы, лазить по маршрутам с
неравномерным шагом, ( длина последующего шага меняется всего на 5-10 см см.рис, 2,Л), Это позволит выработать в центральной нервной системе ( ЦНС) скалолаза способность вносить коррекцию постановки ноги на каждом последующем шаге.
Информация о расположении зацеп поступает от органов зрения в ЦНС и оттуда уже необходимым корректирующим сигналом к двигательным элементам мышц поднимающейся нижней конечности. В зависимости от тренированности спортсмена и его генетических особенностей коррекция может происходить с частотой от 8 до 18 раз в секунду.
Интересен маршрут: один шаг длиной 50 см, другой -100 см ; либо один - 30 см, другой - 90 см и т.д. ( см. рис. 2 д,е,ж,з).
Прохождение таких маршрутов требует от скалолаза больших физических затрат ( пo сравнению о равномерным шагом) и вырабатывает такое важное для скалолаза качество как динамическое использование зацеп. Последнее объясняется тем, что находиться в неудобной позе близкого расположения руки в ноги с последующим доставанием другой рукой относительно далеко расположенного зацепа требует от скалолаза непрерывности движения. А любая остановка приводит к быстрому физическому утомлению.
Очевидно,что комбинаций маршрутов с неравномерным шагом может быть великое множество, только не следует забывать о принципе постепенного перехода от простого к сложному. Это можно достичь меняя длину шага, толщину зацепов и крутввну тренажера.
Маршруты серии 2 можно проходить, используя для рук только подхват снизу.
На рис.5 можно видеть техническое прохождение маршрута c чередующейся длиной шага 50 см и 100 см.
МАРШРУТЫ СЕРИИ 3
Это маршруты с наклонными и вертикальными зацепами с равномерной длиной шага (см. рис.3 А,Б,В,Г).
Для данных маршрутов можно использовать такого же вида зацепы, только для удобства постановки ног на наклонно расположенные зацепы желательно срезать уголок ( см. рис. 3 А).
Для правильного использования наклонно расположенных зацепов тело следует откинуть в противоположную сторону.
Для большей эффективности маршрута, зацепы следует располагать под углом 90° относительно друг друга ( рис. 3 А) при этом тело следует откидывать под каждый шаг в противоположную сторону, а нога вращается на носке. ( см. рис. А).
Прохождение маршрутов с вертикально расположенными зацепами ( рис.3 Г) требует от скалолаза еще большого отклонения тела в сторону при большом вращательном движении ноги на пальцах. ( см. рис. 6 Б),
Если же на тренажере вертикально разместить не отдельные зацепы, а сплошной брусок, то получится своего рода классическая откидка: ( см. рис. 7 А,Б; рис, 4В, рио 3 д).
Подобной откидной является край тренажера ( см.рис.4 Г). Эти бруски, если позволяет тренажер, можно разместить и наклонно ( рис. 3 Е). А если за рабочую часть наклонного зацепа взять нижнюю грань ( подхват снизу), то техника прохождения маршрута будет иной.
МАРШРУТЫ СЕРИИ 4.
Это маршруты с наклонными я вертикальными зацепами с равной длиной шага.
Прохождение таких маршрутов требует от скалолаза уже полученных им навыков при работе на маршрутах серии 1,2,3.
МАРШРУТЫ СЕРИИ 5.
Это маршруты на трение.
Одна из первостепенных и важных задач тренера - научить скалолаза ходить по скалам на ногах с минимальной загрузкой рук, доверять ногам.
Научить этому начинающего скалолаза на вертикальных маршрутах - задача очень сложная. Поэтому учить хождению на ногах следует с пологого тренажера, требуя от спортсменов сначала хождения без рук, а в дальнейшем о постепенным увеличением крутизны тренажера - движения с упором на одну из рук, затем - хождение по зацепам о одной рукой и только потом на достаточно крутом тренажере разрешить пользоваться двумя руками.
Скалолаз должен поймать и почувствовать движение на ногах, оценить его превосходство по сравнению с движением "на руках" и прочно заложить это чувство в свою память как одну из важнейших информации.
Очень удобными в плане учебы хождения на ногах являются тренажеры с маршрутами на трение.
Недостатком деревянных тренажеров является отсутствие хорошего трения. Трение можно увеличить, покрыв поверхность тренажера слоем эпоксидной смолы с крупным песком. При этом зацепы желательно оставить чистыми, чтобы не отирать пальцы.
Если тренажера с песчаным покрытием в зале нет, то но смонтировать простейший тренажер для отработки хождения на трение. Для этого необходимо взять лист из пресованных опилок в укрепить его на каркасе < деревянном, либо металлическом). Подученный тренажер прислонить к стенке в подпереть снизу несколькими гимнастическими матами. По желании угол тренажера можно менять.
Некоторые партии кед отечественного производства сделаны из резины, обладающей хорошим сцеплением с деревом, И притом трение данной резины на деревянном тренажере значительно превосходит трение резины азиатских калош, что позволяет достаточно эффективно проводить тренировки на трение на деревянном тренажере С см. рис.8 ). Для улучшения трения и возможности работы на более крутом тренажере можно на поверхность наклеить -( клей "Момент") кусочки крупной наждачной бумаги. Наждачную бумагу можно клеить и на небольшие выдолбленные углубления,что позволит работать еще на более крутом тренажере, при этом для рук вырезаются мелкие зацепки ( см. рис. 9).
На таком тренажере очень азартным а полезным для детей является игровое упражнение - забегание на него с разбега при постепенном увеличении крутизны тренажера. А так же можно устраивать эстафеты как на пологом, так и на крутом - ( забегание на котором уже не возможно ) тренажере.
МАРШРУТЫ СЕРИЙ 6.
Это маршруты, позволяющие отрабатывать каминную технику.
Для этой цели можно построить деревянный камин ( см.фото 1). При этом желательно, чтобы одна из стенок камина могла перемещатся. Тогда камин можно сужать я расширять, а так же делать его либо ссужающимся, либо расширяющимся к верху.
Для детей (особенно новичков) камин является особо притягательным маршрутом, в нем они чувствуют себя очень уверенно в быстро осваивают технику его прохождения ( см. рис.10, 11)
Большой интерес для детей представляет быстрый скользящий спуск по камину.
МАРШРУТЫ СЕРИИ 7.
Это маршруты, позволяющие oтpaбатывать технику про хождения карнизов.
С каждым годом повышается класс соревнований по сказалазанию и вырастают требования к трассам. Трасса становятся сложнее. Все чаще на всесоюзных соревнованиях спортсменам предоставляется возможность преодолевать один либо целую серию карнизов. А прохождение карнизов требует от спортсменов определенных технических навыков и большой силовой выносливости.
Для отработки этих навыков можно сконструировать внутризальный карнизный тренажер, либо закрепленный намертво (фото I верхний карниз), либо с меняющейся крутизной ( фото I нижний карниз). Чтобы карниз менял крутизну, он должен иметь в верхней и средней своей части шарнирные соединения. А нижняя часть карниза должна иметь возможность дискретно закрепляться ( см. фото I).
Если карниз получился достаточно тяжелым, то для его Подъема и спуска можно использовать ручную лебедку ( на 250кг), которая продается в хозяйственных магазинах.
Какие же должны быть маршруты на карнизах? Если взять во внимание часто встречающийся вариант прохода на скалах карнизов, то это наличие подхвата снизу и маленьких зацепов ( как
горизонтальных так и наклонных сверху.
Но вариантов маршрутов может быть множество. Каждый тренер подойдя творчески к данному вопросу, может создать разные маршрута, как бы переносы особо интересные варианты маршрутов из скальной практики на тренажер.
Имея меняющийся карниз - тренажер, не сложно соблюдать принцип от простого к сложному.
Творческое отношение тренера и спортсменов в своему тренажеру повышает их интерес работы на нем.
РЕГУЛЯРНАЯ РАБОТА НА МАРШРУТАХ СЕРИЙ 1-7 С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ, ВЕРТИКАЛЬНЫМИ И НАКЛОННЫМИ ЗАЦЕПАМИ ВЫРАБАТЫВАЕТ У СКАЛОЛАЗА СТЕРЕОТИПЫ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМ0В, К0Т0РЫЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОЧЕНЬ УСПЕШНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИМ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО СКАЛЬНОМУ РЕЛЬЕФУ.
МАРШРУТЫ СЕРИИ 8
Комбинированные маршруты.
Следующим этапом подготовки скалолаза является переход на комбинированные маршруты с использованием уже отработанных навыков. С этой целью необходимо создать технические маршруты - " хитрушки" с разнообразно расположенными зацепами. В качестве зацепов на таких маршрутах можно использовать деревянные нашлепки строго определенного хвата.( см.рис.13)
Еще ври сборке тренажера на следует плотно подгонять доски друг к другу, а нужно оставлять вертикальные и горизонтальные щели, ссужавшиеся и расширяющиеся. Наличие таких щелей дает возможность скомбинировать множество технически интересных маршрутов - " хитрушек", и даже некоторые из них предельной технической сложности прохождения.
В отыскании "хитрушек" должны принимать участив все скалолазы секции, особенно самые опытные, а тренер выбирает из множества пройденных маршрутов, самые интересные.
С помощью определенной маркировки зацеп на данном участке тренажера ( например: мелом, либо лоскутками красной ткани, прикрепленной кнопкой около нужной зацепы) тренер направляет скалолазов разной квалификации на технически нужные им маршруты.
Вот в данном случае и на данном этапе подготовки скалолазов можно применять тренажеры, зацепы на которых вырезаны фрезой в виде множества причудливых фигур.
Комбинированные маршруты можно строить о помощью накладных зацепов, некоторые варианты таких маршрутов приведены на рисунке 14.
Комбинированные маршруты являются проверкой полученных навыков правильного использования зацепов на маршрутах серий 1-5, а скоростное лазание по комбинированным маршрутам вырабатывает, так называемую, реакцию на зацеп, т.е. быстрое и правильное использование зацепов.
ТРЕНИРОВКА СВЯЗОК НА TРЕНАЖЕРЕ.
Всю техническую работу связка на маршруте можно разбить на множество технических моментов. Подготовку, связочника следует начинать с отработки до автоматизма этих отдельных технических моментов, с постепенным соединением их в одно целое. Это такие технические моменты как:
- быстрое завязывание и развязывание узлов;
- вщелкивание и выщелкивание карабинов в крючья;
- быстрый и правильный выбор веревки при страховке;
- продевание конца веревки с узлом в карабин, и при том делать это надо одной рукой с самых неудобных положений;
- снятие и постановка на самостраховку при спуске Дюльфером;
- посадка и спуск Дюльфером;
- маятник;
- словесные команды;
- работа первого при спуске Дюльфером;
- работа второго при спуске Дюльфером;
- косой Дюльфер;
- хождение на лестницах ( см. рис.12) и т.д.
Тренажер позволяет отрабатывать все эти, технические приемы, отработка некоторых технических моментов отображена на фото 2.
Параллельно с отработкой отдельных технических приемов следует периодически проверять подученные навыки на простейших связках. На тренажера высотой 5-6 метров уже можно отрабатывать связки со сменой ведущего при подъеме вверх я одной перестежкой на Дюльфере. ( см. схему я работу связок на фото 3 ). При этом тренеру следует конкретно объяснить связочнику, что он делает в каждый момент времени, и внимательно за этим следить.
Очень часто встречаются связки, в которых один из спортсменов явно является ведущим ( он руководит движением связки) а другой - ведомым. Как жe воспитывать связочников ведущих, а не ведомых?
Способность руководить связкой, чувствовать её, знать работу свою и напарника в любой момент временя - это не только природные данные спортсмена, но и результат его регулярной работы как с равными и более опытными напарниками, так в менее опытными и новичками.
Ведь это педагогическая истина - когда пытаешься научить чему-то другого, сам еще глубже проникаешь в тонкости ( в данном случае в тонкости работы связочника). Рекомендуется 1/3 времени работы опытного скалолаза в связках уделить менее опытным и особенно начинавшим сзязочникам, а 2/3 времени работать в связке со скалолазами разной к более высокой квалификаций.
ГЛАВА 3.
ТРИ ЭТАПА технической подготовки скалолазов на тренажере.
Эти этапы дейт представление о последовательности освоения технических приемов скалолаза на тренажере.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
На первом этапе подготовки скалолазов необходимо работать на следующих маршрутах:
1. Маршруты на трение, при этом наклон тренажера должен позволять проходить маршруты только на ногах без использования рук, либо с упором на одну из рук ( рис.8 А,Б.), а также забегание на наклонный щит.
2. Маршруты о горизонтально расположенными зацепами с равномерным шагом ( рис. 2 А,Б,В,Г).
3. Хождение по камину ( рис. 10 А,Б)
4. Mapшруты с горизонтально раоположенными зацепами с неравномерным шагом ( длина последующего шага меняется на 5-10см) ( рис. 2 Л).
ВТОРОЙ ЭТАП подготовки за следующих маршрутах:
1. Маршруты с горизонтально-расположенными зацепами с неравномерным шагом ( ряс. 2 Д,Е,Ж,З)
2. Маршруты с наклонно и вертикально расположенными зацепами ( рис. 3)
3. Маршруты на трение на крутом тренажера с использованием рук. < рис. 9).
4. Маршруты с горизонтально расположенными запевами как с равномерным так и с неравномерным шагом, но при этом толщина зацепов в два раза меньше ( I см.)
ТРЕТИЙ ЭТАП подготовки на следующих маршрутах
1. Комбинированные маршруты
2, Маршруты прохода карнизов
Подготовку связочников можно начинать уже со второго этапа, но только при наличии активного желания у скалолазов к изучению и отработки связок.
Продолжительность отработки технических приемов на равных этапах подготовки для каждого скалолаза своя. Она зависит:
- от генетических данных скалолаза;
- от его трудолюбия;
- от его физической подготовки;
- от способности скалолаза осмысливать каждое свое действие и логически мыслить.
Рекомендуется начинать тренировки на скалах не ранее освоения техники прохождения маршрутов первого этапа подготовки на тренажерах.
Практика показала, что скалолаз, способный обдумывать каждое свое движение и логически мыслить, повышает свой спортивный уровень намного быстрее, чем малодумающий, хотя лучше подготовленный физически.
Значит, спортсмен должен учиться лазить по скалам, обдумывая каждый свой шаг, мысленно представлять свое движение, сравнивать его с движением более опытных скалолазов, искать, улавливать, прорабатывать и запоминать оптимальные варианты.
Этому должен научить скалолаза его тренер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении этого короткого монолога хотелось бы порекомендовать тренеру скалолазов следующее:
- никогда не считайте свою школу подготовки спортсменов совершенной, регулярно повышайте свой знания, внедряйте их в практику;
- не забывайте, что каждый ведущий спортсмен и опытный тренер имеют за своими плечами множество творческих побед и ошибок. Чтобы не повторять их ошибки и в тоже время воспользоваться их победами - чаше наблюдайте за ними на тренировках и соревнованиях, вызывайте их на беседу в нужном вам направлении,
- сами будьте по отношению к другим тренерам и спортсменам отзывчивы и доброжелательны не держите накопленный вами опыт под "семью замками".