Спальные мешки

Путешествие может быстро потерять привлекательность, превратиться в неоправданное физическое и моральное испытание, стать причиной травм и несчастного случая, если группа не сможет организовать полноценный отдых, восстанавливающий силы участников. Основа полноценного отдыха — сон. Известны случаи схода с маршрута или неблагоприятного конца путешествия в результате сильного физического и морального переутомления. Анализ показывает, что основная причина их заключается, в плохо организованном отдыхе, когда каждодневное недосыпание от подмерзания или тесноты изматывает больше, чем недостаточное питание и трудности пути вместе взятые. Вот почему второй по важности, после палатки, принадлежностью снаряжения мы называем спальные мешки.

Практика показала, что удержания тепла в палатке нельзя добиться за счет изготовления ее из плотных материалов и наличия второго утеплительного слоя. Это приводит лишь к непомерному увеличению веса, особенно при неизбежном увлажнении палатки, а на сохранение тепла не оказывает существенного влияния. Можно, конечно, всю ночь топить печку. Иногда это бывает необходимым и оправданным, но в большинстве случаев — нежелательно: сон участников похода получается «рваным».

Возникла необходимость в ином подходе к конструированию спальных мешков и использованию новых материалов, прежде всего синтетических утеплителей.

Пожелания при изготовлении спальных мешков можно свести к нескольким основным требованиям: небольшой вес, хорошее сохранение тепла, комфортабельность, возможность выветривания и просушки, удобство транспортировки.

Этим требованиям в большей степени отвечают многоместные двойные спальные мешки, достаточно легкие. Например, индивидуальный пуховой спальный мешок весит до 2,5 кг, что составит на 4 человека 10 кг, а групповой спальник на столько же людей не превысит 5— 6 кг. Выгода в 4—5 кг весьма существенна! Кроме того, нельзя согласиться с категорическим отрицанием общих спальных мешков из-за того, что сон в них получается «рваным» (беспокойство одного передается другим) и турист больше изматывается, чем отдыхает.

Сравните этот недостаток с основной положительной стороной — взаимным согреванием и лучшим сохранением тепла, и преимущество групповых спальных мешков станет очевидным. Вспомним также, что ночевки в индивидуальных мешках связаны обычно с использованием печек и дежурством в течение всей ночи. В тундровых и ледовых районах спальные мешки должны быть только групповыми.

Комфортность зависит от размеров мешка. Раньше (в погоне за минимальным весом) их/ шили из расчета 40 см на человека. Естественно, в таких спальных мешках можно было спать только на боку. Практика привела к обоснованной рекомендации увеличить ширину мешка в плечах до 60—65 см на человека. Некоторое утяжеление мешка компенсируется удобствами: при желании можно спать на спине, поворот одного не беспокоит другого, но главное, пожалуй, заключается в том, что верх спального мешка не натягивается, а облегчает плечи и предохраняет их от охлаждения.

Лучше сохраняют тепло (при использовании синтетических утеплителей) спальные мешки, составленные из двух, за счет воздушной прослойки между ними. Их можно шить упрощенным способом — простегиванием, следя за тем, чтобы линии прошива половинок не совмещались. Такие мешки быстро просушиваются или вымораживаются даже в условиях путешествия в полярную ночь.

Они особенно удобны в экстремальных ситуациях: половинка мешка позволяют организовать ночлег тем, у кого та или другая из них оказалась, или когда группе приходится разделиться. Половинки удобнее транспортировать в двух рюкзаках.

Рис. 16. Многоместный двухслойный спальный мешок Рис. 16. Многоместный двухслойный спальный мешок: 1—полотнище для прикрытия головы; 2—каландрированный капрон; 3— наружный и внутренний спальные мешки; 4 — подстилочный коврик; 5 — мешок для вещей под головой

Двухслойные спальные мешки можно шить из тонкого капрона. В качестве утеплителя лучше всего использовать синтепон, который не требует перегородок. Чтобы он не сбивался, его прошивают в нескольких местах по длине и ширине (рис. 16).

Порядок пошива мешка:

скроить 8 полотнищ по размерам, указанным на рисунке, два из которых с одного бока и в ногах обшить каландрированным капроном или болоньей;

между двумя полотнищами уложить 2—3 слоя утеплителя и простегать их через 20—30 см;

сшить одеяла между собой, чтобы по бокам образовались два слоя;

пришить дно высотой не менее 35 см (во время сна ступни ног можно располагать вертикально).

Путешествуя без печки или в особо морозные ночи, для защиты головы от холодного воздуха к верхнему краю наружной половинки мешка необходимо пришить полотнище из легкой хлопчатобумажной ткани или капрона, чтобы им можно было прикрывать лицо. Пришивать байку, как делали раньше, не рекомендуется — она увлажняется и плохо просыхает. Не лишено практического смысла предложение туристов пришивать к нижней части спальника длинный мешок из легкого капрона для положенных под голову вещей.

Рис. 17. Варианты сшива полотнищ при использовании различных утеплителей Рис. 17. Варианты сшива полотнищ при использовании различных утеплителей: а — с перегородками и б — с промежуточным полотнищем (пух или утеплитель в виде ваты); в — пришив непосредственно к полотнищу утеплителя в виде ватина. 1,2 — наружное и внутреннее полотнища; 3 — утеплитель; 4 — перегородка; 5 — промежуточное полотнище; 6— места прострочки

При использовании утеплителя в виде ваты (нитрон) можно воспользоваться испытанным способом «карманных» спальных мешков, когда между полотнищами пришиваются перегородки. Нитрон, разложенный нужным слоем, можно пришивать к полотнищу через газетный лист (рис. 17).

Рекомендуемые размеры спального мешка, а также укрытие для головы и подголовный мешок несколько утяжеляют спальник, но, когда речь идет о создании условий для полноценного отдыха, некоторое увеличение веса вполне оправданно. Тем более что без этих маленьких, подсказанных практикой усовершенствований он быстро отсыревает, становится значительно тяжелее, резко ухудшаются его теплоизоляционные свойства.

Высказывается мнение, что для уменьшения веса мешка нижний слой его можно делать тоньше, а под низ подстилать штормовые костюмы и другие вещи. Опыт, однако, показывает, что подобные меры не предохраняют тело от охлаждения снизу.

Во время похода спальные мешки необходимо ежедневно просушивать на солнце или у костра. В тундровых или ледовых районах перед сном, особенно в сильные морозы, мешки рекомендуется осторожно прогреть, используя для этого таблетки сухого спирта или примус.

Большой популярностью у туристов пользуются пуховые спальные мешки, взятые на вооружение альпинистами.

Наша промышленность выпускает много типов индивидуальных спальных мешков. Однако для зимних походов большинство их нуждается в усовершенствовании и утеплении. Лучшими из них считаются мешки с наголовниками Типа «футляр». Доработать их можно, сделав утеплительный вкладыш с особо тщательной заделкой молниевой застежки.

Индивидуальный спальный мешок «Кокон» разработан Домом моделей спортивной одежды. Он сохранил лучшие качества различных образцов и сравнительно прост в изготовлении, что дает возможность сшить такой мешок в домашних условиях («СТС», с 11).

Изолирующие коврики

Для защиты от холода и сырости во время сна туристы используют подстилочные коврики из легких материалов с хорошими теплоизолирующими свойствами, не впитывающих влагу. Их рекомендуется делать на всю длину спального мешка — отпадает необходимость подкладывать под него различные вещи, которые к утру намокают и практически не предохраняют спальники от увлажнения.

Коврики из пенополиэтилена первыми ввели в туристский обиход ленинградские туристы. Этот материал сохраняет эластичность на морозе, совершенно не впитывает влагу и не нуждается в матерчатой обшивке. Коврики желательно делать из пластин размерами до 50Х60 см при толщине 8—10 мм, которые вплотную пришиваются к капроновым ленточкам и могут складываться «гармошкой». Уложенный в рюкзак к спине и на дно он выполняет функции внутреннего каркаса.

Пенополиэтилен выпускается и в виде широкой ленты: коврик из нее свертывается в рулон и переносится обычно под клапаном рюкзака.

Рис. 18. Изолирующий коврик из пенопласта Рис. 18. Изолирующий коврик из пенопласта

До сих пор широко применяются коврики из пенопласта, нарезанного пластинами, зашитыми в капрон (рис. 18) так, чтобы между ними был минимальный зазор. Это достигается следующим образом: верхний слой материала пришивают к нижнему, в результате чего образуются пеналы, в которые вставляют пластины.

Печки для отопления палатки

Туристская практика предложила много различных печек, начиная от «универсальных» — типа печи-кухни (упрощенный вариант нансеновской кухни, приспособленный для дров) и других вариантов этого плана до самых простых облегченных конструкций. Достоинством печек первого типа их авторы считали возможность одновременного использования для отопления палатки и приготовления пищи, что, кстати, повлекло за собой сложность конструкции, громоздкость, большой вес, неудобство для переноски в рюкзаке. А нужны ли подобные печки вообще? Ведь приготовить пищу в лесной зоне быстрее и легче на костре, у которого к тому же можно одновременно обогреться и подсушить вещи. Так что в одном назначении печки отпадает необходимость, и все, что конструктивно делалось для этой цели, оказалось лишним. Именно поэтому туристы отказались от таких «комбайнов».

Взамен появились печки облегченного типа только для отопления палатки. Все многообразие их можно условно разделить на следующие группы: по форме — прямоугольные, круглые, овальные; по готовности к использованию — собранные (сваренные, склепанные), складные и разборные; по способам установки — на ножках или подвесные; с горизонтальным или вертикальным расположением корпуса и укладкой дров; с приспособлением для увеличения теплоотдачи и уменьшения вылета искр; сочетающие функции обогрева и приготовления пищи.

При конструировании и изготовлении печек необходимо учитывать хотя бы основные, известные из курса теплотехники теоретические предпосылки.

1. Процесс горения состоит из прогрева топлива с испарением влаги и выделением горючих веществ, что происходит при температурах соответственно до 100° и 200—400°С, воспламенения и горения топлива и горючих веществ.

Рис. 19. Варианты камер догорания Рис. 19. Варианты камер догорания: а — с вырезом в вертикальной перегородке; б — с горизонтальной перегородкой; в — с Двумя горизонтальными перегородками; г — с системой колен. 1 — перегородка; 2 — камера догорания; 3 — направление потока горячих газов; 4 — вырез в перегородке; 5 — поддон.

2. Теплообмен между печкой и окружающей средой осуществляется за счет лучистой энергии и конвекции. Мощность теплового излучения, играющего первостепенную роль в теплообмене, зависит от температуры нагрева печки, материала, из которого она сделана, и ее площади. Интенсивность теплообмена конвекцией в основном определяется формой печек, а также изменением направления потока горячих газов за счет установки перегородок, образующих камеры догорания (рис. 19). Немаловажное значение для величины теплоотдачи имеет угол наклона трубы. Например, если коэффициент круглой трубы, поставленной вертикально, принять за единицу, то при угле около 30° теплоотдача этой же трубы будет в два раза больше. Теплоотдача конвекцией у цилиндрических печек больше, чем у прямоугольных, поскольку в последних образуются застойные зоны с малым теплоотводом. Цилиндрические тела обтекаются воздухом с большей скоростью, вследствие чего с «теневой» стороны цилиндра образуется зона высокой турбулентности, способствующая интенсивному теплоотделению.

3. Теплообмен за счет теплопроводности можно не учитывать ввиду незначительной величины палаточных печек.

Лучшим материалом для изготовления печек является жароупорная сталь толщиной 0,3—0,5 мм, а для труб —0,1—0,2 мм.

Рис. 20. Смонтированные печки Рис. 20. Смонтированные печки: а — с горизонтальной, б — с вертикальной загрузкой дров. 1,2 — поворачивающиеся и вынимающиеся ножки; 3 — металлическая (асбестовая) Подставка под печку; 4 — крышка; 5 — поддувало

Печки желательно ставить на дюралевые листы, в которых заранее просверливаются отверстия для ножек, или на асбестовую (кварцевую) ткань.

Положительное свойство жестко смонтированных печек (рис. 20) — постоянная готовность к эксплуатации, недостаток (правда, несущественный) — они занимают много места в рюкзаке.

 

 

Рис. 21. Жестко смонтированная печка-волокуша Рис. 21. Жестко смонтированная печка-волокуша: 1 — гнезда для съемных ножек; 2 — ребра жесткости; 3 — кольца для потяга; 4 — отверстие для трубы диаметром 70 мм; 5 — заслонка; 6 — съемные ножки.

Оригинальная разновидность такого типа — печка-волокуша (рис. 21), удлиненному корпусу которой с одной стороны придана обтекаемая форма. Такую печку используют во время движения для транспортировки негромоздких вещей (консервов, топоров и др.). Ее конструкцию предложил В. Зайцев из г. Каменска-Уральского.

 

Рис. 22. Разборная круглая печка Рис. 22. Разборная круглая печка: 1 — цилиндрический корпус; 2, 3 — передняя и задняя крышки; 4 — сетчатый колосник. А — крепление скосов к крышке; Б — соединение цилиндра с крышками; В — крепление верха крышек «лягушками».

Разборная круглая печка (рис. 22) состоит из металлического листа, согнутого в цилиндр, двух крышек и поддона. Обе крышки с внутренней стороны имеют скошенные выступы А — с их помощью обеспечивается плотное прилегание цилиндра к крышкам. На одной крышке крепится патрубок для вытяжной трубы, на другой — дверца. Крышки снизу соединяются с цилиндром с помощью штифтов Б и удерживаются сверху защелками В. Поддон изготовляется в виде решетки с ячейками 20Х20 мм из проволоки диаметром 1—1,5 мм. Преимущество такой печки — возможность разобрать ее и свернуть в неемкие упаковки, укладывающиеся в боковой или центральный карман рюкзака. При некоторых навыках один человек успевает собрать печку раньше, чем устанавливается палатка. Сборка на морозе производится обычно в рукавицах.

Рис. 23. Складная печка на шарнирах Рис. 23. Складная печка на шарнирах: а—общий вид печки (слева—взаимное положение шарниров и стенок); б—печка в сложенном виде. 1—шарниры; 2—стенки печки; 3—торцы.

Складная печка на шарнирах (рис. 23) может складываться по принципу параллелограмма или в менее емкую упаковку. Торцы печки соединяются со стенками шарнирами или с помощью штырьков. При изготовлении печки необходимо сохранить рекомендуемое взаимное положение петель и стенок, что обеспечивает компактное складывание печки. В качестве шарниров используются рояльные петли.

Отличительная особенность другой круглой разборной печки («СТС», с. 57) — кроме отопления палатки на ней можно быстро приготовить пищу при небольшом расходе дров, а это очень важно, когда часть, маршрута проходит по безлесным участкам.

Трубы к печкам всегда были предметов пристальной рационализаторской туристской мысли, и над их совершенствованием потрудились немало. Сначала применялись обычные составные трубы, потом появились телескопические и наконец — «труба-лист», самое примечательное туристское изобретение! Для такой трубы используется стальной лист толщиной 0,1—0,2 мм и шириной 400 мм. Наружный конец трубы должен отстоять от ската палатки примерно на 0,7—1 мм, что вместе с коленом существенно уменьшит поток искр, падающих на палатку. Труба должна выходить из палатки с наклоном в подветренную сторону.

Рис. 24. Трубы из длинных стальных листов Рис. 24. Трубы из длинных стальных листов: а — свернутых по длине листа; б — свернутых в виде спирали. 1 — кольца (обечайки); 2 — часть, отрезаемая для выравнивания краев; 3 — взаимное перекрытие спирали.

На свернутый по длине в рулон лист надеваются кольца (обечайки). Если ширины листа недостаточно и нельзя сделать такую трубу, то ее сворачивают в виде спирали, закрепляя так же, но несколько чаще, кольцами (рис. 24, а, б). На наружном конце трубы помимо наружного кольца внутрь вставляют обечайку — труба расклинивается и становится жесткой. Наружную обечайку можно совместить с коленом, которое делают по упрощенной развертке.

Искрогаситель-экономайзер («СТС», с. 60) состоит из двух коробок с отверстиями в боковых стенках для выхода продуктов сгорания.

Как показывает опыт зимних походов, некоторое увеличение веса «печного хозяйства» с лихвой возмещается возможностью многократного (без ремонта) использования дорогостоящих зимних палаток.