Одобрено Управлением
самодеятельного туризма. Рекомендуется
работникам советов по туризму и экскурсиям,
инструкторам туристских клубов, комиссиям
лыжного туризма Федераций туризма для
практического руководства.
I. План организационной
подготовки школы (семинара) туристов-лыжников
Организационная подготовка школы
(семинара) начинается сразу после включения ее в
план подготовки общественных туристских кадров.
Комиссия по общественным туристским кадрам по
рекомендации комиссии лыжного туризма
утверждает руководство школы (семинара) -
начальника и завуча, на которых возлагает весь
ход подготовки и проведения учебного процесса в
школе (семинаре).
При составлении плана организационной
подготовки школы (семинара) рекомендуется
включать разделы:
подбор инструкторских кадров;
подготовка информации и картографического
материала для учебно-спортивного сбора;
разработка ниток маршрутов для проведения
практических занятий;
разработка ниток маршрутов
учебно-тренировочного сбора;
комплектация слушателей;
разработка документации, включая учебный план,
расписание занятий, методические рекомендации
по их проведению, план работы со стажерами и др.;
материальное обеспечение;
разработка мер по обеспечению безопасности
планируемых мероприятий;
прочие организационные вопросы, связанные с
заказом билетов, связью с местными
организациями, проведением общественно полезной
работы и др.
Важное значение в плане
организационной подготовки школы (семинара)
имеет состав инструкторских кадров. Подбор
инструкторов необходимо завершать за 2-3 месяца
до начала работы школы (семинара). В этот период
руководству необходимо выяснить их
специализацию и опыт проведения занятий по темам
учебного плана. Одновременно рекомендуется
распределить ответственных за проведение
практических занятий.
В подготовительный период для
инструкторов следует организовать групповые
занятия, на которых отрабатываются единые
требования, предъявляемые к слушателям, формы и
методы проведения теоретических и практических
занятий, включая вопросы материального
обеспечения, ведения документации, составления
отчетности о проведенных мероприятиях строгого
соблюдения мер безопасности и личной
ответственности инструктора.
До начала занятий подбирают также
кандидатов на должности стажеров. Стажеры
принимаются по рекомендациям руководителей
школы или общественного актива туристской
секции.
Кроме того, до начала занятий
определяют нумерацию отделений, закрепляют за
ними инструкторов и стажеров, составляют график
дежурства отделений и назначают ответственных
инструкторов или стажеров.
Для последующей целенаправленной
работы завуч составляет план работы со
стажерами, который затем обсуждается и
согласовывается с инструкторами и утверждается
начальником школы (семинара).
Таким образом, в плане организационной
подготовки в разделе "Подбор инструкторских
кадров" должны быть отражены все перечисленные
мероприятия.
Учитывая, что район будущего
учебно-тренировочного сбора школы должен быть
тщательно изучен всеми инструкторами, этому
разделу плана необходимо уделить особое
внимание. В плане целесообразно наметить
следующие мероприятия:
сбор информации по общей характеристике района;
беседы с опытными туристами, имеющими опыт
путешествий в изучаемом районе;
запросы в местные туристско-экскурсионные
организации;
переписка с туристскими организациями;
запросы в местные органы, общество охраны
природы, Управление лесного хозяйства, отделение
метеослужбы;
получение справок о транспортном сообщении,
включая сведения о возможных видах транспорта,
расписании, стоимости билетов и т. д.;
направление запросов в местные торги и отделения
общественного питания о возможности
приобретения продовольственных товаров и
питания на месте;
получение и размножение картографического
материала из расчета не менее 3 экз. на учебное
отделение.
Сбор информации поручают группе (2-3
человека) наиболее опытных инструкторов во главе
с завучем или начальником школы. Для подготовки
информации и картографического материала
рекомендуется изучить материалы, отчеты и
литературу библиотек, побеседовать с опытными
туристами, побывавшими и этом районе, запросить
нужные сведения у местных туристских
организаций, клубов туристов и ведущих
туристских секций коллективов физкультуры
предприятии, учреждений и учебных заведений.
Необходимо, чтобы в плане нашли
отражение и такие вопросы, как организация
питания участников школы в населенных пунктах,
приобретение продовольственных продуктов на
месте, наличие на местности подходящих
"полигонов" для учебных занятий.
Целесообразно собрать также
информацию об имеющихся в районе
учебно-тренировочного сбора памятниках героям
гражданской или Великой Отечественной войн,
исторических, краеведческих и природоведческих
музеях, известных стройках, предприятиях,
колхозах и совхозах. В плане организационной
подготовки школы необходимо предусмотреть
проведение митинга, возложение венков, встречу с
героями войны, тружениками села или другие
аналогичные мероприятия.
Планируя мероприятия раздела,
касающегося разработки ниток маршрутов для
учебно-тренировочного сбора, необходимо
учитывать категорию похода, вид маршрута, его
протяженность и продолжительность, количество
дней отдыха и резервных дней, расположение на
маршруте технически сложных участков, запасные
варианты. Категорию сложности походов
определяют дифференцирование, исходя из задач
семинара и опыта обучающихся. Затем необходимо
установить срок и определить вид маршрута:
линейный, кольцевой или "восьмерка", два кольца
или полукольцо. Протяженность и
продолжительность маршрута увязывают с
категорийностью похода, учебной программой с
учетом количества дневок и резервных дней. Нитки
маршрутов должны быть согласованы и утверждены в
маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК) за
1,5-2,0 месяца до выезда на учебно-тренировочный
сбор.
План организационной подготовки
необходимо составлять с таким учетом, чтобы
комплектация слушателей была закончена не
позднее, чем за месяц до начала занятий. Для
привлечения туристов рекомендуется
организовать широкую информацию о наборе
слушателей в школу (семинар) с указанием сроков
обучения, условий приема и т. д.
Целесообразно с помощью общественного
актива провести дополнительно разъяснительную
работу на предприятиях, в учреждениях,
коллективах физкультуры и учебных заведениях,
организовать консультации инструкторов. Запись
слушателей осуществляют в определенные дни и
часы.
Непосредственно перед началом занятий
руководители или дежурные инструкторы проводят
собеседования с каждым записавшимся для
выяснения уровня подготовки, образования,
склонностей и других данных будущих слушателей.
Особое внимание при собеседовании следует
уделить спортивному уровню и опыту
самостоятельной работы будущих слушателей. В
первую очередь зачисляют в школу лиц, имеющих
опыт работы в низовых коллективах по организации
походов выходного дня, для сдачи норм
Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к
труду и обороне", нормативов на значок "Турист
СССР".
Планирование работ, связанных с
разработкой документации школы, осуществляют
также до начала занятий. Документацию условно
подразделяют на три группы: правовую, учебную,
административную.
Правовая документация связана с
юридическим обоснованием работы школы
(семинара). Это - переписка с вышестоящими
организациями по вопросам организации работы
школы (семинара), приказы, распоряжения, вызовы на
семинар, сметы на проведение занятий и
учебно-тренировочного сбора.
К учебной относят учебный план,
план-календарь, расписание занятий, учебную
программу, методические разработки, пособия и
рекомендации.
Одним из основных учебных документов
школы (семинара) является учебный план. Пример
составления учебного плана Всесоюзного семинара
руководителей лыжных путешествий IV_V категорий
сложности приведен в приложении 1. На основании
учебного плана необходимо разработать
план-календарь, в котором должны быть увязаны
количество часов занятий с днями работы школы
(семинара).
Учебный процесс строится на основе
учебной программы. Программа подготовки
туристов-лыжников - от руководителей походов до
инструкторов - утверждена Центральным советом
по туризму и экскурсиям. Задача школы (семинара)
- довести эту программу до каждою слушателя.
Расписание занятий составляют на основе
учебного плана и программы (приложение 2).
Разработку и рецензирование
методических рекомендаций поручают
инструкторам семинара. При этом рекомендуется
использовать материалы, опубликованные в
туристской литературе, с привязкой их к условиям
работы семинара, его учебному плану и программе.
Административная документация
связана с организацией работы школы (семинара).
Это книги приказов по школе, списки инструкторов
и стажеров, журналы посещения занятий, анкеты
участников, план организационной подготовки
школы (семинара).
План организационных мероприятий
должен включать вопросы материального
обеспечения школы (семинара). Необходимо учесть,
что снаряжение можно получить со склада проката
или пошить его самим участникам. В первом случае
в план необходимо включить мероприятия по
подготовке запроса в организацию, которой
подчиняется база проката, и оформлению
соответствующих документов на получение
снаряжения (отдельно на практические занятия и
на срок проведения учебно-тренировочных сборов),
во втором случае - по изысканию материала,
выкройки, места пошива снаряжения. Эту работу
необходимо сделать заранее - до начала работы
семинара - с тем, чтобы обеспечить его
готовность к практическим выходам. В отдельных
случаях, когда часть снаряжения планируют
достать на месте учебно-тренировочного сбора (в
совете по туризму и экскурсиям, на турбазе, базе
проката), в план оргмероприятий следует включить
подготовку писем в местные организации о наличии
и возможности использования имеющегося
снаряжения.
В план организационной подготовки
входят и вопросы обеспечения безопасности
планируемого учебно-тренировочного сбора.
Необходимо предусмотреть разработку инструкции
по обеспечению безопасности, переписку с
местными организациями, в том числе, с
контрольно-спасательной службой, изучение
климатических и метеорологических
характеристик, особенно, лавинной опасности.
В инструкцию по обеспечению
безопасности следует включать следующие
вопросы:
обеспечение взаимодействия групп;
определение контрольных сроков и мест встречи;
действия группы в случае нарушения контрольных
сроков;
транспортировка пострадавшего в случае аварии
(для различных участков маршрута);
условия прохождения сложных участков, включая
запасные варианты;
изучение слушателями "Правил организации и
проведения самодеятельных туристских походов и
путешествий на территории СССР", "Памятки о
действиях групп туристов-лыжников в
лавиноопасном районе" и упомянутой выше
инструкции.
Заявленные маршруты согласуют с
местной контрольно-спасательной службой,
предусматривая возможность участия ее
представителей в учебно-тренировочном сборе.
II. Планирование учебного
процесса
1. Учебный план и программа
Подготовку учебного процесса
рекомендуется начинать с составления учебного
плана и программы занятий. В учебном плане
приводят названия тем, подлежащих изучению, с
указанием количества часов по каждой из них, в
том числе: лекционных, семинарных, тренировок на
местности.
В последние годы в практике Всесоюзных
семинаров все чаще объединяют учебный план и
программу в развернутый учебный план. При его
составлении рекомендуется брать за основу новые
типовые планы и программы обучения общественных
туристских кадров, разработанные комиссией
лыжного туризма Федерации туризма Центрального
совета по туризму и экскурсиям. Весьма
эффективными признаны и учебные планы, по
которым велось обучение руководителей сложных
лыжных путешествий на Всесоюзных семинарах
1976-1980 годов. Такой учебный план приведен в
приложении 1.
При обучении руководителей
путешествий необходимо уделить особое внимание
совершенствованию техники лыжного туризма,
овладению способами обеспечения безопасности в
путешествиях и на тренировках, а также
практическими навыками самостоятельной
разработки маршрутов, оформления их в
маршрутно-квалификационной комиссии,
составления отчетов о совершенных путешествиях.
Слушателей следует учить изготовлять
самодельное туристское снаряжение: палатки,
штормовки, анораки, бахилы, пуховые куртки,
спальники и т. п. Большое значение имеет развитие
у будущих руководителей путешествий навыков
самостоятельного тактического мышления, умения
находить оптимальные решения как при
планировании, так и при проведении туристского
похода. Особо следует отработать поведение
группы и взаимодействие участников в случае
возникновения экстремальных и аварийных
ситуаций (пурга, резкое похолодание, потеря
продуктов или снаряжения, например, палатки,
потеря ориентировки, переутомление участников,
несчастный случай). Кроме того, необходимо
познакомить слушателей с руководящими
материалами по туризму, вышедшими в последние
годы, с практикой планирования и порядком
финансирования туристских мероприятий, с
работой общественных туристских органов -
Федерации туризма, МКК, комиссий по кадрам,
комиссий по видам туризма, по слетам и
соревнованиям и т. д. Наконец, руководитель
похода должен быть воспитателем и психологом,
уметь создать в группе благоприятный моральный
климат, обладать способностью вести за собой
людей. Следовательно, в учебном плане следует
отразить также и вопросы психологии и
совместимости участников.
Во всех школах и семинарах
рекомендуется планировать учебно-тренировочные
походы или сборы.
По действующим нормам
продолжительность обучения в школах средней
туристской и средней инструкторской подготовки
составляет 160 часов, а в школах и на семинарах
высшей туристской и высшей инструкторской
подготовки - 200 часов.
В школах, работающих по 200-часовой
программе, занятия рекомендуется начинать за 4-5
месяцев до отъезда на сбор. Лекции и групповые
занятия проводят один раз в неделю (4 часа),
практические занятия и тренировки - по выходным
дням 3-4 раза в месяц. Освоение новых элементов и
навыков чередуют с тренировками по
практическому их применению. На практических
занятиях рекомендуется обучить слушателей всем
элементам лыжно-туристской техники, которые
можно отработать в местных условиях, - движению
на лыжах по снежной целине, при спусках, подъемах,
траверсах склонов, поворотах и торможении,
страховке и самостраховке (в том числе с помощью
альпинистских "кошек"), приемам переправы по
недостаточно надежному льду, пользованию
перилами, организации зимних ночлегов в
палатках. На сборе осваивают навыки, которыми
невозможно было овладеть в местных условиях
(например, спуски по склонам, на которых
чередуются ветровой наст, заструги, надувы
рыхлого снега и выходы камней, применение
"кошек" на крутых настовых склонах, преодоление
натечного льда замерзших порогов и водопадов в
каньонах), а также закрепляют знания и умения"
освоенные до отъезда (движение по склонам,
страховка, организация биваков и т. п.).
Во время занятий на местности проводят
и общую физическую подготовку (общеразвивающие и
специальные упражнения, лыжи, бег, спортивные
игры).
В школах рекомендуется составлять два
расписания занятий - одно для учебной работы до
выезда на сбор и второе - для
учебно-тренировочного сбора. На семинаре удобнее
иметь единое расписание, включающее занятия на
базе и в учебных походах.
2. Планирование учебных
походов
При составлении плана проведения
походов необходимо разработать мероприятия,
которые позволят:
выполнить учебную программу в полном объеме,
создать условия для практической отработки и
усвоения всех разделов учебного плана;
обеспечить безопасность участников;
соблюдать принцип постепенного нарастания
сложности материала учебной программы.
В ходе учебного похода рекомендуется
выполнить нормативы спортивного путешествия
заданной категории сложности.
Продолжительность походов определяют,
исходя из необходимости выполнения программы
учебных занятий и проведения категорийного
путешествия. При этом учебу следует сочетать с
прохождением маршрута, а элементы техники и
тактики отрабатывать непосредственно в процессе
преодоления естественных препятствий. Учебным
полигоном должен стать весь маршрут.
Чем выше категория сложности
проводимых путешествий, тем жестче лимит
времени, что особенно чувствуется в походах V
категории, имеющих продолжительность не менее 16
дней. В таких условиях почти все практические
задания приходится планировать на ходовые дни.
Это предъявляет повышенные требования к опыту,
знаниям и педагогическому умению инструкторов
походов. Руководители школы должны хорошо знать
район сбора, иначе они не смогут правильно
выбрать объекты для проведения занятий и
тренировок, предусмотреть меры безопасности,
учесть местные особенности, найти пригодное
место для базового лагеря. Учебные сборы не
рекомендуется проводить в незнакомых районах,
так как это сопряжено с неожиданностями, которые
могут дезорганизовать учебный процесс и, более
того, служить источником опасности.
Категорию сложности учебных походов
рекомендуется определять исходя из задач
данного семинара, опыта инструкторов и
участников. Учебные группы целесообразно
формировать из людей приблизительно одинаковой
туристской квалификации.
Учебный поход проводят для всех групп
в одном районе и в одно время. До базового лагеря
следует двигаться по одной лыжне, по единому
графику.
Учебный лагерь желательно размещать
поблизости от мест, которые пригодны для
отработки тем учебного плана, на расстоянии
одного-двух дней пути от начала маршрута. При
этом необходимо учитывать, что в начале похода у
слушателей еще не накопилось утомление, и они
хорошо воспринимают учебный материал;
один-два дня движения до лагеря с
полной выкладкой - хорошая тренировка, после
которой учебные радиальные выходы даже при
значительной нагрузке будут легче
восприниматься. Если на одном месте нет всех
необходимых условий для обучения, то
рекомендуется устроить поочередно два лагеря.
После выполнения плана занятий в
лагере группы выходят в зачетные походы. Можно
рекомендовать разные варианты взаимодействия
групп в таких походах:
движение по одному маршруту;
совместное прохождение части пути, после чего
группы расходятся по своим маршрутам;
движение по разным маршрутам со сбором в
середине и в конце пути в заранее намеченных
местах.
Не рекомендуется планировать
варианты, при которых каждое отделение идет
своим, не связанным с другим, маршрутом.
Первый вариант удобен, если все
отделения совершают путешествие одной категории
сложности. Остальные варианты более подходят при
разных категориях сложности походов. В этом
случае инструкторам, стажерам засчитывают
руководство спортивным путешествием.
Наиболее высокий педагогический
эффект достигается при совместном движении всех
отделений. Общее преодоление препятствий
способствует образованию дружного коллектива,
что в значительной мере облегчает организацию
учебного процесса. Между отделениями,
инструкторами, участниками необходимо
организовать соревнование: кто лучше, техничнее,
оперативнее. Немаловажно и то, что при совместном
движении легче обеспечить безопасность,
взаимную подстраховку групп, помощь заболевшим и
получившим травмы, исключить ошибки в тактике
движения и ориентировании, легче тропить лыжню.
Если отделений много, их можно сгруппировать в
два и более отрядов, каждый из которых проходит
маршрут своей категории сложности. Это позволит
сочетать педагогический эффект большого
туристского коллектива с выработкой навыков
самостоятельных действий.
Маршрут планируется таким образом,
чтобы в середине пути можно было пополнить запас
продуктов. Для этого рекомендуется использовать
местный транспорт, машины
контрольно-спасательной станции (по
согласованию), вездеходы гидрометеослужбы или
геологических партий, снегоходы "буран",
позволяющие доставить продукты и бензин в
намеченное место, где организован склад. Мешки с
продуктами и канистры с бензином (для безлесных
ночевок) оставляют в углублениях между
каменистыми глыбами, в снеговых ямах, под корнями
вывороченных деревьев или подвешивают на сучьях
деревьев (чтобы сделать их недосягаемыми для
животных). Если доставка груза транспортом
невозможна, склад организуют на расстоянии
одного-двух дней пути от начала маршрута. Для
транспортировки груза следует выбирать
несложные маршруты. Организовав склад и проведя
запланированные занятия, слушатели уходят на
первое "кольцо". Рекомендуемая
продолжительность этого участка пути - три-пять
дней. Принимаемое в зачет суммарное расстояние,
пройденное группой в радиальных и кольцевых
выходах, не должно превышать одной четверти
общей протяженности маршрута. Завершив
"кольцо", туристы забирают продукты со склада и
продолжают движение по маршруту (не менее 75%
зачетного километража данной категории
сложности). Схема движения может быть линейной
или кольцевой (если к району нет других удобных
подъездов). На "кольцах" можно организовать
встречное, перемещение групп. Это обеспечивает
дополнительную подстраховку и взаимопомощь
групп, что особенно важно в условиях сложного
района.
План похода каждой группы следует
составлять таким образом, чтобы технически
наиболее сложные элементы (перевалы, траверсы)
приходились на вторую половину пути, когда
рюкзаки имеют меньшую массу груза. При движении с
легкими рюкзаками удается сосредоточить больше
внимания на отработке техники, на обеспечении
мер безопасности, сократить ходовое время. Это
позволяет преодолевать такие сложные участки,
которые с тяжелым рюкзаком могут оказаться
недоступными. Однообразную, тяжелую работу в
учебных походах желательно сократить до
минимума.
В условиях сбора очень важно, чтобы
каждая группа вышла к месту контрольной встречи
или закончила поход точно в заданные сроки. На
случаи непредвиденных задержек рекомендуется
планировать дневки или полудневки, во время
которых совершаются радиальные и кольцевые
выходы, перевалы, восхождения на обзорные
вершины и т. д. Если группа выбилась из графика,
радиальные выходы отменяются. Дневки устраивают
после каждых 5-6 дней движения. Если в походе
запланированы "разгрузочные" дни, группа
избавляется от необходимости брать с собой
аварийный запас продуктов, что значительно
облегчает массу рюкзака. Утомленных или
заболевших участников в эти дни следует
оставлять в лагере для дополнительного отдыха.
При составлении плана учебных походов
необходимо предусмотреть меры безопасности. На
случай болезни участника следует продумать
варианты досрочного прекращения путешествия и
выхода с любой точки маршрута к населенному
пункту или дороге. Для этого могут понадобиться
карты и описание путей аварийных выходов. До
выезда в горы надо собрать всю имеющуюся
информацию о лавинной опасности на маршрутах
групп. Участки, вызывающие опасение, надо
исключить и заменить вполне безопасными, линию
движения спланировать в стороне от возможных
путей схода лавин и обвалов карнизов. Не следует
забывать и того, что опасность могут
представлять каньоны и русла рек с промоинами,
"висячим" льдом и непрочными снежными мостами,
а также слабый лед озер вблизи мест впадения и
вытекания рек.
План походов сбора рекомендуется
представить в виде большой сводной таблицы; в
первой колонке обозначают дни путешествия, во
второй - маршрут первого учебного отделения, в
третьей - маршрут второго отделения и т. д. В
такой таблице хорошо видно взаимодействие всех
отделений, места встреч и общих занятий. Кроме
того, для каждого отделения следует выписать
отдельный план, где отмечены дни, участки пути,
километражи дневных переходов, перепады высот,
преодолеваемые в течение каждого дня, а также
указано количество имеющихся в рюкзаках
продуктов для всех ходовых дней. В дни, когда
масса рюкзаков максимальная, учебную нагрузку
уменьшают.
В дополнение к сводной таблице
рекомендуется составить схему маршрутов сбора:
на большую карту-схему наносят линии движения и
места стоянок всех групп с обозначением
соответствующих дат. Показывают также пути
аварийных выходов и запасные варианты.
Составление плана учебных походов надо поручать
двум-трем самым квалифицированным инструкторам,
хорошо знающим район, имеющим большую практику
руководства спортивными путешествиями и опыт
работы на учебных сборах. Подготовленные ими
предложения рекомендуется обсудить на
инструкторском совете семинара (школы), а затем -
на бюро соответствующей комиссии лыжного
туризма. После обсуждения принимают
окончательный вариант, для которого собирают
информацию и картографический материал по
маршрутам и к которому "привязывают"
расписание учебных занятий на сборе.
III. Выполнение учебной
программы школы (семинара)
Лекции - важная часть учебного
процесса. Инструктору следует помнить, что
польза от лекций, усвоение содержащейся в них
информации в огромной степени зависят от
индивидуального мастерства и компетентности
лектора, дисциплины слушателей, контроля за их
работой.
При распределении тем лекций среди
лекторов завучу школы (семинара) рекомендуется
учитывать личные пожелания преподавателей.
Полезно также приглашать для чтения лекций по
отдельным вопросам специалистов. Это
стимулирует интерес слушателей. Но в таких
случаях завуч должен предварительно наметить
лектору те вопросы, на которых следует заострить
внимание слушателей с учетом специфики данного
семинара, а также уровня их знаний и интересов.
Распределять темы лекций
рекомендуется за три месяца до открытия
семинара, а при организации школ - за месяц до
начала занятий. Завучу необходимо
заблаговременно составить график подготовки
лекций, назначить ответственных, которые будут
контролировать сдачу материалов инструкторам на
рецензию. Это будет способствовать достижению
высокого качества обучения слушателей. Для
систематизации лекционного материала,
преемственности, накопления опыта, облегчения
работы в последующие годы, оказания помощи
другим школам и начинающим инструкторам
целесообразно собирать и хранить в делах школы
(семинара) или проводящей организации тексты или
тезисы всех лекций. Ведение слушателями
конспектов всех лекций должно стать
обязательным правилом. Следует внушать
слушателям, что лекционный материал окажет им
неоценимую помощь в подготовке путешествий и в
инструкторской работе.
Инструкторы должны присутствовать на
всех лекциях: с одной стороны, это обогатит их
дополнительными знаниями, а с другой - они будут
точно знать объем и качество материала, который
получили слушатели.
Необходимо заранее позаботиться об
оборудовании лекционного зала классной доской,
диапроектором со шнуром-удлинителем, экраном,
приспособлением для подвешивания плакатов и
карт, столом для лектора и др.
Для обучения слушателей практическим
навыкам рекомендуется использовать следующие
формы занятий.
На семинарах в помещении школы
целесообразно рассматривать вопросы, касающиеся
подготовки путешествий. К ним относятся:
разработка плана тренировочных занятий и
маршрутов походов, составление методических
материалов, сбор соответствующей информации и т.
д.
В пригородной зоне по выходным дням
рекомендуется заниматься общей физической
подготовкой, овладевать техническими приемами
(движением на лыжах, в том числе, с грузом,
горнолыжной техникой, приемами страховки и
организации биваков) и методикой тренерской
работы.
В учебном лагере знакомят с приемами
преодоления препятствий. В целях создания
наилучших условий для овладения
соответствующими навыками рекомендуется
проводить занятия на хорошо известных
инструкторам "учебных полигонах", которые
подбирают с таким расчетом, чтобы каждый элемент
техники осваивался на наиболее подходящем,
характерном рельефе. При этом необходимо
соблюдать меры безопасности, особенно в
отношении лавин. Кроме того, в лагере
осуществляется акклиматизация туристов -
приспособление к холоду и высоте.
Занятия во время зачетного учебного
путешествия являются заключительной частью
учебно-тренировочного процесса, его важнейшим
элементом. В условиях похода инструктор должен
привить слушателям навыки обеспечения
безопасности, тактического мышления, выбора
наилучшего пути, руководства движением группы,
поведения в неблагоприятных погодных условиях, в
экстремальных и аварийных ситуациях.
Все занятия необходимо тщательно
подготавливать как с организационной, так и с
методической сторон. Инструктор должен быть
требовательным, поддерживать дисциплину,
помогать отстающим, безукоризненно
демонстрировать приемы. Авторитет инструктора
укрепляют профессиональная компетентность,
принципиальное и чуткое отношение к обучаемым,
тактичность, скромность.
Инструктор обязан перед выходом с
группой на занятие изучить место его проведения,
применять самому все приемы движения и
страховки, которые он требует от обучаемых.
К каждому занятию всем инструкторам
групп необходимо иметь методическую разработку
с учетом задач и специфики семинара. Это
позволяет достичь высокого качества обучения
путем выработки единых приемов и идентичности
содержания обучения во всех отделениях школы
(семинара).
Методическая разработка должна
начинаться с "Введения", в котором указываются;
тема занятия, его цель, количество и уровень
подготовленности слушателей, место проведения
занятий, продолжительность, необходимое
снаряжение.
Затем следует раздел "Содержание и
ход занятия". Его рекомендуется составлять в
виде таблицы или в виде текстового
плана-конспекта. В таблице в первом столбце
указывают название отрабатываемого приема или
отдельной операции, во втором - действия
инструкторов, в третьем - действия обучаемых, в
четвертом - время, запланированное на отработку
данного приема" в пятом - методические
указания. Примеры текстовых планов-конспектов
приведены в работе П. И. Лукоянова "Методические
рекомендации по проведению семинаров туристских
организаторов" (М., ЦРИБ "Турист", 1977). Текстовой
план-конспект целесообразно рекомендовать
опытным преподавателям, а составление
методической разработки в виде таблицы - менее
опытным. Выбор той или иной формы методической
разработки следует делать, исходя из традиций,
сложившихся в данном инструкторском коллективе.
В разработке отдельным разделом
указывают мероприятия по обеспечению
безопасности, приводят список рекомендуемой
литературы и указывают автора этого
методического материала.
Обязательной частью учебного процесса
является разбор занятия, проводимый
инструктором отделения. В разбор входит
подведение итогов дня, анализ успехов и
недостатков в обучении слушателей, разработка
предложений по исправлению допускаемых ошибок,
обсуждение случаев нарушения дисциплины и
туристской этики. Кроме того, участники
обсуждают тактику движения на маршруте за
истекший день, оценивают возможные его
варианты" вырабатывают план действий на
следующий день с учетом физического и морального
состояния туристов.
В заключительной части каждого цикла
учебных занятий обязательно обсуждение итогов,
проводимое завучем или начальником сбора в
присутствии всех инструкторов и стажеров. Здесь
проверяется выполнение учебных задач, дается
оценка работы отделений и инструкторов.
Последние обмениваются опытом и получают
указания и советы по дальнейшей работе.
Обсуждение на инструкторском совете должно
предшествовать разбору в группе, чтобы
инструктор мог учесть рекомендации
инструкторского совета.
IV. Обучение слушателей
практическим навыкам
В настоящем разделе даны рекомендации
по организации учебного процесса во время похода
на примере сбора туристов-лыжников. Однако эти
рекомендации не могут полностью заменить
методических разработок для каждого конкретного
занятия.
1. Занятия по технике лыжного
туризма
В программу обучения входят вопросы:
организация привалов и ночлегов, техника
движения на лыжах с грузом, буксировка волокуш и
нарт, преодоление каньонов с промоинами и
замерзшими водопадами, преодоление крутых
склонов с использованием элементов
альпинистской техники, организация страховки и
самостраховки, обеспечение мер безопасности.
Привалы. На занятиях слушатели
осваивают наиболее рациональные приемы
организации кратковременного отдыха в
путешествии. В частности, они должны знать, что
для привалов следует выбирать места, защищенные
от ветра, по возможности, солнечные, красивые.
Отдыхать лучше, сидя на рюкзаках (этот момент
учитывают при укладке - хотя бы один угол
рюкзака не должен бояться нагрузки). Во время
остановки для отдыха надо надеть теплые куртки -
иначе наступит охлаждение организма.
Инструктор должен научить будущих
организаторов разводить костры на подвесной
сетке или настиле из сырого лапника или веток в
условиях глубокого снега, готовить пищу. При этом
остановка на обед не должна превышать одного
часа.
Будущие организаторы походов должны
знать, что в безлесной зоне удобнее обходиться
теплым чаем из термосов или из хорошо укутанных
фляжек. В хорошую погоду можно приготовить чай на
примусах или на костре. В последнем случае
необходимо заранее позаботиться о дровах. При
сильном ветре рекомендуется быстро поставить
палатку и в ней приготовить чай на примусах.
Организацию каждого ночлега также
следует рассматривать как практическое занятие,
цель которого - научить слушателей выбрать
лучшее место для бивака, быстро и четко выполнить
все необходимые работы, правильно
организовывать разделение труда и
взаимодействие всех членов группы.
Если несколько групп движутся по
одному маршруту, рекомендуется накануне
договориться о месте остановки на ночлег. Все
группы останавливаются поблизости одна от
другой. Каждую группу разбивают на три бригады:
первая ставит палатку и печку,
вторая заготовляет дрова, третья роет
костровую яму, оборудует и разводит костер,
начинает приготовление пищи. По окончании работ
по разбивке бивака пищу готовят дежурные,
пришедшие на смену костровой бригаде. В
дальнейшем, на новых биваках бригады меняются.
Рекомендуется организовать соревнование между
группами - кто быстрее разобьет бивак, запасет
дрова и приготовит пищу. Инструктор обращает
внимание слушателей на то, что при совместном
отдыхе экономнее расходуются дрова, веселее
проходит время отдыха, удобнее провести
инструкторский совет.
Если у групп неодинаковое снаряжение,
полезно предложить слушателям сравнить
достоинства разных конструкций палаток (массу,
быстроту установки, температуру внутри,
обмерзание стенок), печек, котлов, пил (какая пила
удобнее в работе - полнометражная или
облегченная, укороченная) и прочее.
На биваках и привалах следует также
отработать правильные приемы сушки одежды,
обуви, спальных мешков и т. д.
В целях постепенной акклиматизации
слушателей первые два-три ночлега рекомендуется
планировать в лесной зоне, в палатке с печкой, и
только после этого устраивать ночевки в более
суровых условиях - в безлесной зоне или в лесу
без палатки (у костра "нодья" с заслоном). Для
организации безлесной ночевки достаточно так
спланировать переход, чтобы оказаться в безлесье
в конце дня. Навыки организации такого отдыха
необходимы туристу-лыжнику на случай внезапной
пурги, потери ориентировки, вынужденной задержки
выше границы леса и т. п.
Слушатели должны знать, что, устраивая
бивак в альпийской зоне, необходимо обеспечить
безопасность при сходе лавин и камнепадах.
Желательно наличие наста, подходящего для
вырезания снежных блоков и втыкания лыж в целях
крепления оттяжек палатки. По возможности
следует избегать мест, на которых почти
полностью отсутствует снежный покров.
Слушателям предлагают отработать быстроту и
надежность установки палатки и ветрозащитной
стенки. Группу делят на две бригады: одна ставит
палатку и оборудует спальные места, другая
сооружает ветрозащитную стенку. Если палатка
имеет форму четырехгранной шатровки, ее ставят
задним углом против ветра. Веревка-оттяжка с
наветренной стороны должна быть очень прочной.
Лучше сделать две веревки и закрепить их
независимо одна от другой. Двускатную палатку
обращают к ветру задним торцом. У
палатки-многогранника достаточно поставить вход
с подветренной стороны. Инструктору надо
проследить, чтобы палатку хорошо растянули,
закрепив оттяжки на лыжах, воткнутых в наст.
Стенку из снежных блоков" (размер блока 70х40х30 см3)
ставят с наветренной стороны, с боков вплотную к
палатке. Высота стенки - до начала наклонных
скатов палатки. Инструктор обращает внимание
слушателей на то, что для большей прочности
стенке придают форму дуги, вогнутой навстречу
ветру.
В безлесной зоне слушатели должны
овладеть навыком приготовления пищи на примусах
в палатках. Разбив бивак, туристы приступают к
разжиганию прибора сухим спиртом (бензин для
этой цели в палатке пожароопасен и дает слишком
много копоти). Инструкторы должны требовать от
слушателей быстрого и качественного
приготовления пищи. Растапливать блоки снега
рекомендуется в котле, обогреваемом двумя
примусами "Шмель", закрытом крышкой и (вместе с
примусами) теплоизолирующим ковриком
(графитовая или асбестовая ткань 60х60 см2).
Для соблюдения мер противопожарной безопасности
необходимо поставить у примусов постоянного
дежурного.
При однократном ночлеге выше границы
леса туристы обычно пользуются дровами. В этом
случае инструктор обращает внимание слушателей
на следующее: количество дров надо брать из
такого расчета, чтобы их хватило на
приготовление пищи и обогрев палатки. Это
количество слушатели определяют по заданию
инструктора во время ночевок в лесу (обычно
достаточно 2-3 кг дров на человека). В целях
экономного расходования топлива рекомендуется
укрывать котлы над костром крышкой и
теплоизолирующим ковриком. Для создания
комфорта и замедления процесса накопления
нервно-психологической усталости целесообразно
подавать пищу в палатку.
Сооружение снежных хижин "иглу" и
пещер в снегу необходимо включать в учебный план
любых лыжных школ и семинаров, проводящих сборы в
среднегорье. Для групп, участвующих в
путешествиях II-III категорий сложности,
достаточно только построить хижину или пещеру, а
затем вернуться для ночлега в зону леса.
Участникам путешествий IV-V категорий сложности
полезно предложить переночевать в построенных
ими сооружениях.
Организации ночлега в лесу с заслоном
и костром "нодья" слушателей обучают на случай
возникновения чрезвычайной ситуации, при
которой группа останется без палатки.
На все время ночлега обязательно
назначают дежурных, которых сменяют через каждый
час. Последним дежурит тот, кому утром предстоит
готовить пищу.
Проводя занятия по технике движения,
инструктору следует обратить внимание
слушателей на то, что в районе путешествия снег
очень часто оказывается не таким, к какому они
привыкли во время тренировок и походов выходного
дня. В лесу снег более глубокий и рыхлый, на горах
он превращается в твердый ветровой наст,
неоднородный по своим свойствам: чередуются
участки, покрытые леденистой коркой, зоны
умеренной жесткости и надувы мягкого рыхлого
снега. Часто выступают камни и растительность.
Русла многих рек среднегорья зимой покрыты
разливами натечного льда и наледями - водой,
бегущей поверх льда. В каньонах приходится
преодолевать ступени крутого льда,
образовавшиеся на местах застывших пирогов и
водопадов. Все это для многих слушателей
оказывается неожиданным. Инструктор должен
помочь им освоиться в непривычной обстановке.
Обучение проводится как во время радиальных
выходов, так и при движении по основному
маршруту.
На первом этане сбора слушателей
обучают рациональным приемам транспортировки
тяжелого рюкзака по сравнительно ровной
местности. Перевалы на этом участке
нежелательны. В зависимости от местных условий
туристам придется двигаться либо по глубокому
рыхлому снегу (Кольский, Приполярный Урал,
Кузнецкий Ала-Тау), либо по малоснежным долинам с
обледенелым руслом и наледями (многие долины
Восточного и Западного Саяна, Тувы, Алтая и др.).
Если позволяют рельеф местности и глубина снега,
то на этом этапе следует отработать приемы
буксировки груза на нартах, волокушах или
пластмассовых санках-корытцах. В малоснежных
долинах надо научить слушателей делать
нарты-волокуши для рюкзака из лыж и жердей и
отработать приемы их буксировки по льду.
При отработке техники движения по
руслам рек слушателей обучают приемам
преодоления наледей, гладкого натечного льда,
замерзших порогов и водопадов в каньонах и
крутостенных долинах. Задача инструктора -
показать, как надо действовать, чтобы на
скользящей поверхности лыж и нарт не
образовалась ледяная корка, а также научить
слушателей пользоваться "кошками" на крутых
участках.
В многоснежных долинах с промоинами,
снежными мостами и "подвешенным" льдом
инструктор обращает внимание слушателей на
опасность провалиться и быть увлеченным под лед
сильным течением реки. Надо научить участников
похода прокладывать путь по безопасным участкам
- вблизи камней и скальных стенок, где лед более
прочный. Опасный каньон предпочтительнее обойти
верхом, даже если это потребует много времени.
Следует также отработать приемы страховки при
движении в "опасном каньоне" и по ненадежному
льду. Для занятий выбирают каньон с небольшим
потоком, не представляющим реальной опасности
для провалившегося. При этом слушателям надо
иметь наготове сухую одежду и теплые носки.
При отработке приемов подъема и спуска
на лыжах по склонам в условиях похода, с
рюкзаками, необходимо предостеречь участников
от попыток развивать на спусках большие
скорости, так как это неминуемо ведет к падению и,
как следствие, - к травмам и поломке лыж. Для
уменьшения скорости следует применять спуск
способами "наискось" и "серпантин", если не
угрожает возникновение лавины. Инструктор
обращает внимание слушателей на то, что при
спуске. По "целине" легче контролировать
скорость и направление, чем по лыжному следу, но
зато по лыжне легче катиться в случае
неоднородного состояния снежной поверхности
(чередование наста и надувов). Слушателям
предлагают испробовать все варианты. Чтобы
участники не рассеялись на большое расстояние,
перед началом спуска следует указать ориентир, у
которого всем надо будет остановиться. При
затяжном спуске (с перевала, вершины) такие
ориентиры назначают несколько раз. Инструктору
целесообразно спускаться в середине группы, не
упуская из виду ни лидеров, ни отстающих. Врач и
ремонтник двигаются в конце группы. Во время
остановок инструктор дает советы по
совершенствованию техники движения.
В учебном походе при наличии тяжелых
рюкзаков надо отработать наиболее рациональный
прием торможения на спуске - поворот к склону.
При этом допустимо использовать технику упора.
Торможение падением нежелательно - оно
задерживает группу, может служить причиной
травмы. К нему можно прибегать лишь в крайних
случаях - при потере контроля над скоростью,
быстром приближении к обрыву или камням.
Для отработки приемов подъема и спуска
без лыж выбирают безопасные склоны крутизной
30-40° с пологим выкатом, без выступающих камней.
Движение с рюкзаком без лыж по таким склонам
оказывается более быстрым и безопасным, чем на
лыжах. Кроме того, к нему необходимо прибегать в
условиях повышенной вероятности возникновения
лавины и плохой видимости (туман, темнота). При
движении без лыж бахилы снимать не следует.
Обучаемым показывают, как нужно вытаптывать
ступени в снегу, как выбирать их на насте, как
передвигаться по ступеням, чтобы использовать их
всей группе и, если нужно, сохранить для
обратного пути.
Передвижение по снегу и насту должно
быть освоено участниками во всех направлениях.
Следует отработать также приемы самостраховки с
помощью сдвоенных лыжных палок, самозадержание
при срыве, страховку - попеременную и с помощью
перил. При самостраховке палки держат
перпендикулярно к склону, штыком к склону. При
крутизне более 35° одной рукой держат палку около
кольца, другой - за середину. Только при таком
захвате палки способны задержать туриста при
срыве. Веревку закрепляют с помощью лыжи,
воткнутой в снег перпендикулярно к склону таким
образом, чтобы скользящая поверхность была
обращена в направлении возможного толчка при
срыве. На слабом снегу можно использовать
комбинацию из двух лыж. Кроме того, рекомендуется
пользоваться ледорубом и закреплять веревку на
скалах с помощью крючьев или за выступы. На
рыхлом снегу более надежная опора для страховки
организуется с помощью петли с карабином,
укрепленной на лыже, положенной на бок и
утопленной в снег.
Спуск и подъем по перилам спортивным
способом отрабатывают на недлинном склоне
крутизной 30-60° (овраг, берег реки). Желательно,
чтобы внизу не было камней. Следует освоить
приемы движения со схватывающим узлом и без него
(последний случай может допускаться только на
коротких, неопасных участках). Схватывающий узел
всегда должен располагаться сверху от
страхуемого. На одной веревке не должно быть
более одного человека.
Следует обучить слушателей способам
снятия веревки по окончании спортивного спуска с
последующим спуском снимавших с попеременной
страховкой (саморазвязывающий узел может
применяться только на неопасных склонах).
Обучение приемам самозадержания
палками при срыве проводят в нижней части склона,
имеющей плавный выкат на ровное место, без
камней, замаскированных снегом.
После освоения техники движения на
склонах крутизной 30- 40° слушателей выводят на
более сложные склоны (45-60°), где отрабатывают
движение в три такта и те же приемы страховки и
самостраховки. Следует подчеркнуть, что на таких
склонах самозадержание при срыве нередко играет
лишь вспомогательную роль - чтобы ослабить
рывок на страховочную веревку.
При обучении приемам преодоления
крутых заснеженных осыпей необходимо
передвигаться не торопясь, плавно и опробуя
места постановки ноги во избежание травм при
неожиданном попадании в пустоту между камнями,
замаскированными снегом.
На крутых настовых склонах выше
границы леса вероятность срыва значительно
уменьшается, если воспользоваться
альпинистскими "кошками". Их привязывают
поверх бахил. "Кошки" должны быть подогнаны под
размер ботинок, чтобы пряжки или узлы тесьмы были
с внешней стороны. Через 10 минут ходьбы или
занятий следует остановиться и подтянуть ремни.
Инструкторам надо проследить, чтобы во время
остановки для надевания "кошек" рюкзаки были
надежно закреплены. Надо отработать движение на
"кошках" по склону во всех направлениях. При
этом участники не должны забывать о
самостраховке сдвоенными лыжными палками.
2.Занятия по тактике
На занятиях по тактике у слушателей
развивают умение находить наиболее
целесообразные, оптимальные решения вопросов
организации движения в любых конкретных
условиях.
Еще до учебного похода на семинарских
занятиях инструктор обсуждает с участниками
график движения, чтобы выполнить поставленные
задачи с наименьшей затратой сил. Слушателям
предлагают рассмотреть возможности заброски на
маршрут продуктов, создания продовольственного
склада, спланировать дневные переходы с учетом
массы рюкзака, рельефа местности, состояния
снега, акклиматизации, физической и технической
подготовленности группы, предусмотреть запасные
варианты. При обсуждении этих вопросов
необходимо пользоваться подробными картами
района путешествия с нанесенным рельефом,
фотографиями сложных участков (перевалов) и
описаниями маршрута. Полезно предложить
слушателям выполнить домашнее задание на
составление оптимального плана-графика
путешествия, а потом на занятии проанализировать
все предложения, отметить лучший вариант.
В учебном путешествии тактические
навыки следует прививать участникам постоянно
на протяжении всего похода. Рекомендуется
обсудить и выбрать наиболее рациональные в
данных условиях способы транспортировки рюкзака
и темп движения, соответствующий тяжести груза,
состоянию участников, характеру рельефа и
снегового покрова. В начале похода при большой
массе рюкзака целесообразно делать отдых через
каждые 20-30 минут движения. В последующие дни
продолжительность движения можно увеличить до
50-60 минут.
В учебном походе инструктору
рекомендуется вести группу только до первой
остановки, затем руководство движением
поочередно поручается участникам группы. При
этом инструктор идет в конце или в середине
группы, своевременно исправляя допускаемые
ошибки. Нельзя допускать отставания отдельных
участников. Для некоторого ускорения движения
можно переложить часть груза на более сильных
участников похода. На технически сложных
участках инструктору необходимо выйти вперед и
показать правильный способ преодоления
препятствия. Перед прохождением сложного
естественного препятствия, например перевала,
следует обсудить с группой тактический план
движения. Если позволяет местность, такое
обсуждение полезно провести на обзорном пункте,
откуда хорошо виден путь. Инструктор предлагает
слушателям наметить линию движения с учетом
требований обеспечения безопасности на случай
лавины, запомнить ориентиры, оценить крутизну
склона, состояние снега, время, требующееся на
преодоление участка, и технические приемы
прохождения (на лыжах, на "кошках", по перилам и
т. п.). Инструктор анализирует предложения,
выбирает лучший вариант и поручает его автору
возглавить группу на время преодоления
препятствия. В случае необходимости на остановке
можно внести коррективы в предварительно
намеченный план.
Следует продемонстрировать
слушателям и такой тактический прием, как
предварительная обработка сложного препятствия.
Это может быть набивка ступеней на крутом
лесистом склоне с глубоким снегом, навешивание
веревок накануне прохождения сложного перевала
и т. п. Обработку производят участники под
руководством инструктора. Они работают без
рюкзаков, что существенно облегчает первичное
преодоление препятствия. На следующий день к
утру предварительно утоптанные в рыхлом снегу
ступени смерзаются и затвердевают.
Первопрохождения в учебных походах не
разрешаются. Однако тактике первопрохождения
слушателей обучить необходимо. Важнейшую роль в
обеспечении безопасности играет разведка
неизвестных сложных участков (крутых склонов,
каньонов и т. п.).
В разведку посылают 3-4 человека,
обязательно назначив старшего, а также точно
наметив маршрут и время возвращения. Разведку
перевала или путей восхождения на вершину
рекомендуется осуществлять при подъеме на
панорамную точку на противоположном склоне, или,
если это не представляется возможным, по пути
предполагаемого маршрута. Группа разведчиков.
всегда должна быть готова отступить, если
встретит опасные и труднопроходимые участки. По
возвращении группы надо совместно наметить план
действий. В случае нарушения разведчиками
контрольного срока возвращения инструктор
высылает навстречу поисково-спасательную
группу.
Особое значение имеет обучение
слушателей тактике действий в чрезвычайной
(экстремальной) ситуации: при резком ухудшении
метеорологических условий (пурге, потере
видимости, резком похолодании), серьезном
заболевании или травме члена группы, порче
продуктов, выходе из строя палатки, при
непридусмотренном разделении группы.
В конце каждого дня во время разбора
инструктору следует дать оценку тактическим
действиям участников во время их руководства
движением группы, подвести общие итоги
выполнения тактических задач дня и обсудить со
слушателями задачи и план действий на следующий
день с учетом конкретной обстановки (выполнение
графика движения, погодные условия, физическое и
моральное состояние участников и т. п.).
3. Обучение действиям в
экстремальных ситуациях
Действия группы в лавиноопасной
местности. Рекомендуется внимательно изучить
Памятку о действиях групп туристов-лыжников в
лавиноопасном районе, утвержденную Президиумом
Федерации туризма ЦСТЭ 14 ноября 1937 г. При выходе в
безлесную зону инструктор обращает внимание
слушателей на признаки лавинной опасности,
состояние снега, показывает опасные и неопасные
места, Группа должна иметь полный комплект
лавинного снаряжения и при движении тщательно
соблюдать правила безопасности. Инструктору
надлежит обучить занимающихся этим правилам. На
занятиях необходимо:
выбрать тактически правильное направление
движения - под защитой препятствия на пути
возможной лавины (нагромождение камней, через
кусты и около деревьев, по более пологим и
настовым участкам), даже если это удлинит путь и
потребует нежелательного набора высоты. Склон с
твердым верхним слоем снега безопаснее
проходить в его верхней части, с рыхлым - в
нижней, места со следами лавин на залесенных
склонах пересекать в верхней части ближе к
границе леса. Наветренный и теневой склоны
безопаснее, чем подветренный и солнечный;
проверить состояние снега по пути движения:
первый участник, подстрахованный с помощью
основной веревки, должен выявить - не дает ли
снег осадки, не происходит ли его сползание. В
случае неустойчивого состояния снежного покрова
следует немедленно прекратить движение;
выставить на безопасное место с хорошим обзором
лавиноопасного участка наблюдателя за движением
группы. Установить сигнал предупреждения в
случае схода лавины, исчезновения участника;
наметить порядок действий участников в случае
схода лавины, определить места, где
целесообразнее прятаться от нее;
напомнить участникам правила движения по
лавиноопасному участку: двигаться на дистанции
не менее 100 м, повторять след впереди идущего, не
кричать, не делать резких движений, не стрелять
сигнальными ракетами и т. п.;
перед началом движения всем распустить лавинные
шнуры, застегнуть капюшон и пуговицы штормовок,
заправить штормовки в брюки, вынуть руки из
петель лыжных палок, ослабить плечевые ремни
рюкзаков и лыжные крепления;
зонды и лопатки переправлять с участниками
последовательно, чтобы они были на той и другой
сторонах преодолеваемого склона.
Действия группы при сходе лавины,
когда участник засыпан снегом. Организация и
проведение поисково-спасательных работ.
Занятие проводят на местности для всех
групп одновременно. При этом целесообразно
выбрать место выноса недавно сошедшей лавины.
Организуется группа поиска из 10 человек, которым
вручают лавинные зонды. Два слушателя
назначаются наблюдателями на случай
возникновения повторной лавины. Остальные
занимают удобные и безопасные места для
наблюдения за действиями участников группы
поиска, которым указывается направление и место,
куда они должны бежать в случае возникновения
повторной лавины.
После вводной беседы группа
приступает к зондированию лавинного выноса.
Рекомендуется отработать отход туристов в
безопасное место в случае объявления тревоги,
провести занятия под наблюдением врача но
оказанию помощи "пострадавшему", его
транспортировки на расстояние 6-7 км.
Если на группу пошла лавина, ее
участники должны стараться укрыться в наиболее
безопасном месте, освободиться от палок,
сбросить рюкзаки, а в последний момент и лыжи.
В случае попадания в лавину следует
сгруппироваться (подтянуть колени к животу),
закрыть рот руками, а после остановки лавины
стараться расширить в снегу пространство перед
лицом я грудью.
Наблюдатель и все остальные должны
предупредить идущего об опасности, запомнить
место исчезновения пострадавших.
Участники, не попавшие в лавину,
немедленно организуют спасательные работы, для
чего следует:
выставить наблюдателя за склоном;
искать на поверхности, ниже места исчезновения,
лавинный шнур или предметы пострадавшего;
в случае обнаружения лавинного шнура определить
вероятное место нахождения пострадавших (около
камней, кустов, деревьев, в местах нагромождения
снега, у внутренних изгибов лавины, в понижениях
и конусе выноса);
организовать поиски пострадавших, прежде всего,
в местах вероятного нахождения способом
"скоростного зондирования": встав лицом к
склону на расстоянии до 1 м друг от друга,
участники вводят зонды (желательно одной рукой и
без рукавиц) медленно, без резких ударов с
отстоянием точек зондирования не более 70 см.;
обнаружив засыпанных, немедленно приступать к
откапыванию, используя лавинные лопатки, лыжи,
ведра и др.;
приблизившись к пострадавшему, руками
освободить голову, очистить рот и нос от снега и
начать делать искусственное дыхание,
одновременно продолжая откапывание;
откопав, перенести пострадавшего в палатку,
укрыть теплыми вещами, обложить грелками
(бутылками, флягами с горячей водой, продолжать
искусственное дыхание и приступить к закрытому
массажу сердца;
когда к пострадавшему вернется сознание,
необходимо напоить его горячим чаем, кофе,
молоком, бульоном, сделать укол кофеина или
другого возбуждающего средства;
транспортировать пострадавшего можно только
после полного восстановления нормальной
сердечной деятельности и дыхания.
При замедлении поисков необходимо:
направить группу за помощью в ближайший
населенный пункт и сообщить в
контрольно-спасательную службу;
продолжить поиски способом "тщательного
зондирования" (30-25 см);
организовать питание и попеременный отдых
участников поисков.
Действия группы в сложных
метеорологических условиях. Занятия проводят в
безлесной зоне или на перевале, желательно, в
условиях сильного ветра. Надо добиться быстроты
и согласованности действий участников при
установке палатки в пургу. Их подразделяют на две
бригады; одной поручают установку палатки,
другой - сооружение ветрозащитной стенки из
настовых кирпичей.
В начале работы все лыжи втыкают в
снег, образуя частокол- первичную стенку,
ослабляющую силу ветра. Под ее прикрытием
устанавливают палатку, прежде всего фиксируя пол
и закрепляя ее наветренный край. Оттяжки крепят с
помощью лыж, втыкаемых в наст, рюкзаки заносят в
палатку. Следует добиться хорошего растяжения
всех граней палатки. Ветрозащитную стенку ставят
вплотную к палатке до высоты начала косых скатов.
Инструктору необходимо принимать
своевременные меры против отморожения лица, рук,
ног.
По окончании работ вся группа
размещается в палатке. Рекомендуется
приготовить горячий чай на примусах.
В дальнейшем руководство сбора решает,
остаться ли группам на ночлег или вернуться в
зону леса. Если видимость плохая, спускаться до
границы леса следует без лыж, назначив
замыкающего и внимательно следя, чтобы никто не
отстал.
4. Организация работы со
стажерами
Прохождение инструкторской
стажировки является необходимым условием для
аттестации на звания инструктора и старшего
инструктора. Поэтому в каждой школе (семинаре)
желательно дать возможность кандидатам пройти
стажировку. На роль стажеров отбирают туристов,
окончивших школу (семинар) инструкторов или
старших инструкторов, а также наиболее активных
и опытных выпускников школ (семинаров)
руководителей путешествий.
В каждой группе рекомендуется иметь
одного стажера. Он работает под непосредственным
руководством инструктора группы, выполняя все
его поручения.
Разрабатывается специальный план
работы со стажерами, который согласуется с
комиссией по кадрам и утверждается
инструкторским советом школы (семинара). В плане
указывают конкретные задания стажерам (в том
числе: домашнее задание, практическая работа,
проведение семинара или занятия на местности и
сроки их исполнения). В план могут быть включены
также следующие задания: составление
методических разработок практических занятий на
заданные темы, подготовка путешествия, заявочных
материалов, снаряжения, распределение продуктов
и общественного груза среди участников,
проведение практических занятий со слушателями
(в том числе по собственным разработкам),
обсуждение и рецензирование методических
разработок других стажеров. Кроме того, довольно
часто на стажеров возлагают руководство учебным
путешествием. Назначение стажера руководителем
похода оформляют установленным порядком через
МКК, однако, инструктор при необходимости может
взять на себя руководство, если сочтет действия
стажера ошибочными.
Рекомендуется привлекать стажеров к
работе инструкторского совета, поручать им
дежурства по школе (семинару) в качестве
дежурного инструктора, проведение утренней
зарядки, ведение учебного журнала группы и
технического дневника путешествия.
По окончании учебных походов на
инструкторском совете подводят итоги
стажировки, дают оценку работе каждого стажера и
рассматривают вопрос о зачете стажировки.
Стажерам, получившим положительную оценку
работы, выдают справки о стажировке.
В качестве примера приведен план
работы со стажерами на Всесоюзном семинаре
старших инструкторов лыжного туризма
(приложение 3).
5. Подведение итогов работы
школы (семинара)
По окончании обучения слушателей
необходимо провести разбор проделанной работы,
оценить практические навыки слушателей. Знания
по теоретическому курсу и учебно-методическим
(тренерским) навыкам проверяются на экзаменах.
Состав экзаменационной комиссии согласуется с
соответствующей комиссией по общественным
туристским кадрам. Итоги экзаменов следует
подвести на общем собрании слушателей,
преподавателей и представителей проводящей
обучение организации. Все высказанные замечания
и предложения надо занести в протокол, обобщить и
приложить к отчету.
После завершения работы школы,
семинара, учебно-тренировочного сбора в комиссию
по кадрам, комиссию лыжного туризма и проводящую
организацию (туристские курсы, совет по туризму и
экскурсиям и т. п.) сдается краткий письменный
отчет и подшивка документации (1 экз. подшивки в
Федерацию туризма и 2 экз.- в проводящую
организацию).
Слушателям должны быть выданы справки
с указанием оценок успеваемости. Рекомендуется
дать краткую характеристику слушателя с оценкой
способностей, навыков руководства, отношения к
занятиям и коллективу. В случае успешного
проведения стажировки стажерам по решению
инструкторского совета выдаются справки об
инструкторской работе в качестве стажера
(помощника инструктора отделения). Инструкторам,
заведующему учебной частью и начальнику
семинара (учебного сбора, школы) выдаются справки
об инструкторской работе. Все справки
подписываются председателем комиссии по кадрам,
либо директором туристских курсов (или его
заместителем) и начальником семинара (учебного
сбора, школы) и заверяются печатью комиссии по
кадрам, либо туристских курсов, либо совета по
туризму и экскурсиям, при котором работает
комиссия по кадрам.
Справки о зачете учебных путешествий
слушателям и инструкторам выдаются
маршрутно-квалификационными комиссиями в
соответствии с действующими Правилами
организации и проведения самодеятельных
туристских походов и путешествий на территории
СССР.
Приложение I.
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник семинара
Учебный план
Всесоюзного семинара руководителей сложных
лыжных путешествий (IV-V к. с.)
Тема и
содержание
Всего
часов
В том
числе
лекции
практические
занятия
в помещении
на местности
I.
Общая подготовка
Обзор основных руководящих
материалов по туризму и туристской литературе
1,5
1,5
Особенности лыжного
туризма и перспективы его развития
1
1
Содержание работы комиссии
лыжного туризма. Туристские экспедиции.
Соревнования по технике лыжного туризма
1,5
1,5
Правила организации и
проведения самодеятельных туристских
путешествий на территории СССР
1
1
Задачи и содержание работы
МКК, их роль в оценке подготовленности группы.
Порядок оформления и рассмотрения заявочных и
отчетных материалов, присвоения разрядов и
званий.
2
2
Социальная сущность
туризма. Психология взаимоотношений в
туристской группе. Руководство и лидерство
2
2
Обзор районов лыжных
туристских путешествий
2
2
итого
11
11
II.
Учебно-тренировочная работа руководителя
Учебно-тренировочная
работа руководителя. Подготовка руководителя к
занятиям.
3
2
-
1
Воспитательная работа в
туристской группе
4
1
3
Круглогодичная тренировка
туриста-лыжника
1
1
итого
8
4
4
III.
Обеспечение безопасности в лыжных путешествиях
Анализ несчастных случаев в
лыжном туризме. Туристская КСС
2
2
Характеристика
естественных препятствий, техника их
преодоления, меры страховки и самостраховки
2
2
Снег и лавины:
характеристика снега, виды лавин, причины
возникновения лавин, признаки лавиноопасных
склонов, меры противолавинной безопасности.
Действия группы при сходе лавины
2
2
Действия группы при сходе
лавины, когда участник засыпан снегом.
Организация и проведение поисково-спасательных
работ
4
4
Действия группы в сложных
метереологических условиях: признаки резкого
ухудшения погоды, выработка плана действий,
порядок движения, организация бивака при сильном
ветре в пургу
4
4
итого
14
6
8
IV.
Подготовка к путешествию
Общественное и личное
снаряжение для лыжного путешествия. Новые виды
снаряжения
2
2
Питание в лыжном
путешествии. Расчет продуктов питания на
путешествие IV и V категорий сложности
2
2
Обзор района учебного
похода
1
1
Оформление заявочных и
маршрутных документов
1
1
Рассмотрение заявочных и
маршрутных документов
1
1
итого
7
7
V.
Тактическая подготовка
Тактика лыжного
путешествия. Привитие навыков тактического
мышления. Оценка опасности участка и выбор
безопасного пути. Тактика действия группы в
экстремальных ситуациях
2
2
-
-
Тактика первопрохождения
сложного участка
4
4
Подведение итогов дня и
выработка плана действий на следующий день
8
Ежедневно по
30 минут
8
Организация дневных
переходов в различных условиях местности и
погоды с учетом физического и морального
состояния участников, корректировка графика
8
"
8
итого
22
3
1
20
VI.
Техническая подготовка
Привалы
и ночлеги
Обзорная лекция. Выбор
рационального и безопасного места бивака
2
2
Обеденный привал в лесу.
Ночлег в лесу в палатке с печкой. Меры
безопасности при заготовке дров, наборе воды из
открытых водоемов, меры предосторожности при
сушке одежды и обуви у костра и печки. Снятие с
бивака
3
3
Ночлег в лесу с заслоном и
костром "нодья". Меры предосторожности
3
-
-
3
Обеденный привал в
безлесной зоне. Ночлег в безлесной зоне в
палатке. Приготовление пищи на примусах. Меры
предосторожности при пользовании примусами в
палатке
3
-
-
3
Устройство пещер в снегу и
"иглу"
6
6
итого
17
2
3
12
Лыжная
техника
Наиболее рациональные
способы движения на лыжах с рюкзаком по
пересечённой местности. Способы тропления лыжни
в зависимости от характера рельефа, погоды и
снега
2
2
Подъём на лыжах обычным
шагом, "полуёлочкой", "ёлочкой", "лесенкой".
Меры безопасности при подъёме "серпантином"
3
3
Спуски на лыжах с высокой,
средней и низкой стоек, "лесенкой",
соскальзыванием. Меры безопасности
3
3
Торможение "плугом",
"полуплугом". Остановка падением. Меры
предосторожности
3
3
Повороты переступанием, из
положения "плуга" и "полуплуга"
3
3
Движение с групповыми
нартами и индивидуальными санками-волокушами
2
2
итого
16
16
Техника
преодоления естественных препятствий. Меры
обеспечения безопасности
Движение по замерзшим
рекам, водоемам и каньонам. Опасные места. Меры
самостраховки и страховки. Оказание помощи
провалившемуся в воду
Движение по крутым склонам с глубоким снегом.
Меры страховки
3
3
Оценка лавинной опасности
склона.
Выработка тактического плана, определение
технических приёмов предоления препятствия, мер
страховки и самостраховки
Отработка приемов подъемов и спусков с
использованием лыжных палок и ледорубов
10
10
Движение по крутым настовым
и обледенелым склонам. Меры страховки Оценка
лавинной опасности склона
Выработка тактического плана, определение
технических приемов преодоления препятствия,
мер страховки и самостраховки
Подъемы, спуски и траверсирование склона с
использованием альпинистских "кошек" и
ледорубов. Правила рубки ступеней.
Самозадержание
Подъемы и спуски спортивным способом
Подъемы и спуски в связке с попеременной
страховкой
12
12
Движение по снежным,
настовым и скальным гребням с мерами страховки
4
4
Движение по заснеженным
каменным осыпям. Меры предосторожности
2
2
итого
31
31
VII.
Топография и ориентирование на местности
Чтение карты. Определение
крутизны склонов и расстояний на карте.
Составление профиля маршрута
2
2
Определение сторон
горизонта по компасу, часам и солнцу (луне),
Полярной звезде и местным предметам. Определение
местного магнитного склонения
2
2
Подготовка данных для
движения по азимуту
2
2
Движение по азимуту в лесу и
при ограниченной видимости. Действия при потере
ориентировки
4
4
Ориентирование карты по
местным предметам и компасу. Сличение карты с
местностью. Определение точки своего стояния
3
3
Глазомерныя съёмка
перевалов и других сложных участков маршрута
3
-
-
3
итого
16
16
VIII.
Доврачебная медицинская помощь
Лекция с изложением основ
темы
2
2
Остановка кровотечения,
обработка ран, наложение повязок и шин
2
2
Меры против отморожения и
переохлаждения организма, их признаки. Оказание
первой помощи
2
2
Оказание первой помощи
провалившемуся в воду и попавшему в снежную
лавину
2
2
Транспортировка
пострадавшего на длительное расстояние
8
8
итого
16
2
14
всего
158
35
4
121
Зав. учебной частью семинара
Приложение 2
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник семинара
Расписание занятий*
Всесоюзного семинара руководителей сложных
лыжных путешествий
Тема занятия
Количество
часов
Лекции
Обзор основных руководящих
материалов по туризму и туристской литературе
1,5
Особенности лыжного
туризма и перспективы его развития
1
Содержание работы секций
пешеходного и лыжного туризма
1,5
Правила организации и
проведения самодеятельных туристских
путешествий
1
Задачи и содержание работы
МКК. Оформление и рассмотрение заявочных и
отчетных материалов
2
Обзор основных районов
лыжных туристских путешествий
1
Анализ несчастных случаев в
лыжном туризме. Туристская КСС
2
Тактика лыжного
путешествия
2
Привалы и ночлеги в зимнем
путешествии
2
Обзор основных районов
лыжных туристских путешествий (продолжение)
1
Характеристика
естественных препятствий лыжных путешествий,
техника их преодоления, меры страховки и
самостраховки
2
Снег и лавины
2
Снаряжение в лыжном
путешествии
2
Питание в лыжном
путешествии
2
Обзор района учебного
путешествия
1
Социальная сущность
туризма. Психология взаимоотношений в
туристской группе
2
Доврачебная медицинская
помощь
2
Учебно-тренировочная
работа руководителя. Подготовка руководителя к
занятиям
2
Круглогодичная тренировка
туриста-лыжника
1
Воспитательная работа в
туристской группе
1
ВЫЕЗД НА
МАРШРУТ
Групповые
занятия
Лыжные походы с рюкзаком.
Тропление лыжни
1
Определение сторон
горизонта
1
Привалы в лесу. Ночлег в
лесу с палаткой и печкой
3
Остановка кровотечения,
обработка раны
1
Подведение итогов дня,
выработка плана на следующий день
1
Ориентирование по карте.
Сличение карты с местностью.
1
Определение точки стояния
1
Скоростное тропление лыжни
1
Глазомерная съемка
сложного участка
1
Оказание первой помощи
провалившемуся в воду
1
Меры против отморожения.
Оказание первой помощи
1
Подготовка руководителя к
занятиям
1
Тактика первопрохождения
сложного участка: выработка тактического плана
преодоления сложного участка
2
Движение по крутым склонам
с глубоким снегом. Меры безопасности
2
Движение по крутым настовым
и обледенелым склонам. Самостраховка. Страховка.
2
Глазомерная съемка
1
Подъемы, спуски, повороты,
торможения. Остановка паданием. Меры
безопасности
4
Чтение карты. Определение
точки стояния
1
Движение по азимуту.
Действия при потере ориентирования
1
Ориентирование по карте.
Сличение карты с местностью. Определение точки
стояния
1
Глазомерная съемка
перевала
1
Меры против переохлаждения
организма, первые признаки, оказание помощи
1
Ночлег в лесу с заслоном.
Воспитательная работа в туристской группе
3
Движение по крутым склонам
с глубоким снегом
2
Движение по крутым настовым
и обледенелым склонам
2
Движение по снежным и
настовым гребням
1
Воспитательная работа в
туристской группе
1
Составление профиля
маршрута
1
Транспортировка
пострадавшего на длительное расстояние
4
Движение по азимуту.
Действия при потере ориентировки
1
Определение местного
магнитного склонения
1
Спуски, подъемы, торможения,
повороты. Меры безопасности
4
Движение по заснеженным
каменным осыпям. Меры предосторожности
1
Воспитательная работа в
туристской группе
6
Действия группы при сходе
лавины. Организация и проведение
поисково-спасательных работ. Оказание первой
помощи попавшему в лавину
2
Движение по
крутым склонам с глубоким снегом
2
Устройство пещеры в снегу
2
Ночлег в безлесной зоне
3
Движение по крутым настовым
и обледенелым склонам, меры страховки и
самостраховки
2
Подъемы, спуски, повороты,
торможения. Меры безопасности
4
Подготовка данных для
движения по азимуту
1
Движение по замерзшим рекам
и каньонам
Действия группы при сильном ветре и в пургу
(условно!)
4
Тактика первопрохождення
сложного участка: выработка тактического плана и
определение технических приемов и мер страховки
2
Движение по крутым склонам
с глубоким снегом
1
Движение по крутым настовым
и обледенелым склонам. Меры страховки
2
Движение по настовым и
скальным гребням. Меры страховки
2
Движение по крутым настовым
и обледенелым склонам. Меры обеспечения
безопасности
2
Движение по настовым и
скальным гребням Меры страховки
1
Устройство "иглу"
4
Движение по крутым склонам
с глубоким снегом. Меры страховки
2
Движение по крутым настовым
и обледенелым склонам. Меры страховки
2
Движение по азимуту.
Действия при потере ориентировки
2
Сличение карты с
местностью. Определение точки стояния
1
Транспортировка
пострадавшего на длительное расстояние
* При составлении расписания занятий
необходимо указывать дату, место проведения
занятия и ответственного за него.
Приложение 3
План*
работы со стажерами на Всесоюзном семинаре
старших инструкторов лыжного туризма
№ п/п
Тема занятия
Характер
занятия
1
Составление разделов
программы обучения старших инструкторов по
заданным пунктам учебного плана
Домашнее задание
2
Составление методических
разработок к семинарским занятиям:
методические рекомендации по подготовке занятий
подготовка к путешествию
То же
3
Составление методических
разработок к практическим занятиям на местности
(по темам учебного плана)
"
4
Подготовка заявочных
материалов к учебному походу
Практическая
работа
5
Анализ подготовленных
стажерами домашних заданий
Семинар
6
Проведение семинарских
занятий, подготовка к путешествию
То же
7
Проведение занятий на
местности по темам п. 3
Практическиеческие
занятия
8
Проведение занятий на
местности:
биваки в лесу
лыжная техника: подъемы, спуски, повороты,
торможения
техника преодоления крутых настовых и
обледенелых склонов
То же
9
Руководство учебным
походом
Практическая
работа
10
Участие в приеме экзаменов
То же
11
Подведение итогов
стажировки
Семинар
* При составлении плана необходимо
указывать сроки проведения мероприятий и
ответственных за их исполнение.
Рекомендуемая литература
Берман А. Е. Путешествия на лыжах. М.,
ФиС, 1968.
Красник В. Ф. и др. Всем, кто в пути. Иркутск, Вост.
Сиб. книжное изд-во, 1978.
Кропф Ф. А. Спасательные работы в горах. М., ФиС, 1966.
Лукоянов П. И. Зимние спортивные походы. М., ФиС,
1979.
Методические рекомендации по подготовке
туристов-лыжников. М., ЦРИБ "Турист", 1978.
Методические рекомендации по проведению
семинаров туристских организаторов. М., ЦРИБ
"Турист", 1977.
Памятка о действиях групп туристов-лыжников в
лавиноопасном районе. Приложение к
постановлению Президиума Федерации туризма
Центрального совета по туризму и экскурсиям, 14. 11,
1977.
Подготовка общественных туристских кадров. М.,
Профиздат, 1968.
Черепанов И. А. Методика обучения альпинистов. М.,
ФиС, 1973.
Шимановский В. Ф. Горнолыжный туризм. М., ФиС, 1965.
Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме - мнимые и
действительные. М., ФиС, 1972.