БОДОРКУ , ПИК БАУМАНА , ЧАТТАУ , БОЛДОШКЕ Западная и Восточная (4180 м) вершины небольшого узловогомассива Бодорку расположены в ГКХ между вершинами Кулак за перевалом Твибер на юге и Лычат за одноименным перевалом на западе. Заснеженный Северный гребень Западной вершины за перевалом Бодорку переходит в Северо-восточный отрог, поднимающийсянад ущельями Башиль и Гарааузсу. Севернее перевала Бодорку вотроге стоит скальная башня пика Баумана (4010 м), далее — вершины Чаттау (4150 м) и Болдошке (3810 м). За последней отрогрезко спускается и заканчивается у слияния рек Башиль и Гарааузсу,образующих реку Чегем. 236. Бодорку Восточная с юго-запада по кулуару и Западному гребню, 2А к/тр (В. Иванов, Б. Дубинин, А. Кулешов, А. Мостинский, О. Семенов, Е. Шестаков, В. Фарский, 12 июля 1940 г.). 237. Бодорку Западная с юго-запада по кулуару и Восточному гребню, маршрут комбинированный, 1Б к/тр (В. Меркль, Ф. Бетхольд, В. Чехел, 3 июня 1929 г., см. маршрут 236, 240). 238. Бодорку Западная по Западному гребню, маршрут комбинированный, 1Б к/тр (В. Семеновский, А. Аносов, В. Воробьев, 8 августа 1929 г., см. рис. 18, 28). 239. Бодорку Западная по Северному гребню, 1Б к/тр (В. Макаров, М. Губерман, А. Дик, Б. Диков, А. Печковский, 15 августа 1935 г., см. маршрут 240). 240. Бодорку Западная — Восточная, 2А к/тр (В. Иванов, Б. Дубинин, А. Кулешов, А. Мостинский, О. Семенов, Е. Шестаков, В. Фарский, 12 июля 1940 г.). 241. Баумана пик по Южному гребню, 2А к/тр (А. Уваров, Б. Дубинин, В. Иванов, А. Кулешов, А. Мостинский, О. Семенов, Е. Шестаков, В. Фарский, 10 июля 1940 г.). 242. Баумана пик по Северо-восточному гребню, 1Б к/тр (Л. Лазарев и др., июль 1940 г.). 243. Чаттау по Юго-западному гребню, 1Б к/тр (А. Малеинов, А. Малеинов, И. Ошер, С. Ходакевич, С. Янин, 14 августа 1934 г.). 244. Чаттау по Северо-восточному гребню, ЗА к/тр (Недоспаев и др., 22 июля 1960 г.). 245. Болдошке по Северо-восточному гребню, 1Б к/тр (М. Губерман, А. Дик, Б. Диков, 18 августа 1935 г., см. рис. 18) 236. Бодорку Восточная с юго-запада по кулуару и Западному гребню (маршрут комбинированный, 2А к/тр, рис. 18, 28). Путь от турбазы «Чегем» (группа 4—8 человек) до перевала Твибер описан в маршруте 235. С перезала по осыпному, затем по заснеженному кулуару спуститься на ледник Лычат и, свернув вправо,подойти по его правой стороне (закрытые трещины) под широкийснежный кулуар, спускающийся с седловины массива Бодорку, расположенной между его вершинами. На плато исходный бивак. От турбазы «Башиль» подняться по тропе левого берега реки Башиль. Пройдя каньон, по широкой зеленой террасе высоко над рекойвыйти к болотистым лугам, за ними — по полям, через небольшуюрощу — на моренные отложения и по ним подойти к языку ледйикаБашиль. Язык обойти слева и по моренам выйти на ледник. Далеепо левой стороне ровного ледника подойти к бараньим лбам у первой ступени ледопада. Первую ступень ледопада обходить слева покрутым осыпям и бараньим лбам и над ней выйти на площадки вконце левобережной морены. От турбазы «Башиль» 4—5 часов. С морены спуститься вправо на ледник и подняться по левой стороне его Восточной ветви, затем свернуть вправо и пересечь ее (закрытые трещины) в направлении перевала Лычат, расположенного вГКХ между вершинами Лычат справа и Бодорку слева. С ледника,пройдя по снежному мосту бергшрунд, подняться по пологому, сильно разорванному ледово-снежному склону на перевал Лычат. Оттурбазы «Башиль» 7—8 часов. С перевала по легким, сильно разрушенным мокрым скалам крутого узкого кулуара спуститься на осыпии по ним на ледник Лычат. По левой стороне ледника подойти подширокий снежный кулуар, спускающийся с массива Бодорку, С плато ледника Лычат, пройдя по снежному мосту бергшрунд,подняться по пологому широкому ледово-снежному кулуару (возможны лавины) на седловину массива (карниз). На седловине свернуть вправо, затем по крутому острому, сильно разрушенному и заснеженному взлету (карниз, страховка) Северо-западного гребняподъем на плечо. С плеча по простому заснеженному пологому Северо-западному гребню взойти на вершину Бодорку Восточная. От ледника Лекзыр 2—3 часа. 240. Бодорку Западная — Восточная (маршрут комбинированный, 2А к/тр, рис. 18, 28). Путь от турбазы «Башиль» (группа 4—50 человек) до верхнегоплато Восточной ветви ледника Башиль описан в маршруте 236.По плато (закрытые трещины), обходя разорванную часть Восточной ветви справа, подойти под разорванный ледово-снежный западный склон Северного гребня массива Бодорку. С ледника сначала подниматься по центру некрутого ледово-снежного западного склона в направлении снежного купола вершины Водорку. Затем над нижними трещинами и ледовыми сбросами вверх-влево в направлении седловины Северного гребня. Обходя многочисленные трещины, подъем поледово-снежному склону на седловину Северного гребня — перевалБодорку. Путь на перевал Бодорку от турбазы «Чегем» описан в маршруте 241. На седловине (при подъеме по леднику Башиль) свернуть вправо и двигаться по широкому пологому ледово-снежному Северномугребню (влево карнизы), скальные участки обходить по ледово-снежным кулуарам справа. Пройдя по снежному мосту ледовую трещину,по крутому ледово-снежному склону взойти на ледовый купол вершины Бодорку Западная. От перевала Бодорку 1,5—2 часа. С Западной вершины по пологому легкому, местами острому,сильно разрушенному и заснеженному скальному Юго-восточному гребню спуск на седловину (карниз). С седловины по крутому острому, сильно разрушенному и заснеженному взлету (карнизы, страховка) Северо-западного гребня подъем на плечо. С плеча по простомузаснеженному пологому Северо-западному гребню взойти на вершинуБодорку Восточная. От Западной вершины 3—4 часа. 241. Баумана пик по Южному гребню (маршрут комбинированный, 2А к/гр, рис. 18, 28). Путь от турбазы «Чегем» (группа 4—8 человек) до Северо-западной ветви ледника Кулак описан в маршруте 233. Не доходя до Северо-западной ветви, свернуть вправо и выйти с ледника на крутуюправобережную морену. По морене обойти справа первую ступень ледопада Северо-западной ветви ледника. За ледопадом выйти на Северо-западную ветвь и по ее правой стороне подойти под вторую,наиболее мощную, ступень ледопада. Вторую ступень обходить справа, сначала поднимаясь по крутому узкому, сильно разрушенному35—40-метровому кулуару, затем траверсом над ледопадом по гладким скалам. Далее по бараньим лбам выйти на верхнее плато Северозападной ветви ледника Кулак выше второй ступени. Отсюда пересечь верхнее плато вверх-влево и подойти под самуюнизкую седловину отрога — перевал Бодорку. С плато, преодолевбергшрунд по снежному мосту, подняться по крутому ледово-снежному склону широкого кулуара (лавины, страховка) через снежныйкарниз на седловину перевала Бодорку. От турбазы «Чегем» 10—12 часов. Путь до перевала Бодорку от турбазы «Башиль» описан вмаршруте 240. На перевале (при подъеме от турбазы «Чегем») свернуть вправои по легким разрушенным скалам взлета выйти на горизонтальный гребень. По длинному широкому, местами узкому горизонтальномугребню отрога подойти под скальную вершинную башню пика Баумана, Башню обходить траверсом с постепенным подъемом по крутым легким и простым разрушенным скалам и полкам правой стороны довыхода на вершинный Северо-восточный гребень («живые» камни,страховка). Здесь свернуть влево и по простому острому (страховка) Северо-восточному гребню взойти на вершину пика Баумана. От перевала Бодорку 1,5—2 часа. 242. Баумана пик по Северо-восточному гребню (маршрут комбинированный, 1Б к/тр, рис. 18, 28). Путь от турбазы «Чегем» (группа 4—8 человек) до верхнего|плато Северо-западной ветви ледника Кулак описан в маршруте 233. ]Отсюда подниматься, придерживаясь правой стороны ледника, в направлении седловины перевала Чат, расположенной в гребне отрогамежду вершинами Чаттау справа и Баумана слева. Пройдя по центруледника его разорванную часть, подняться по крутому ледово-снежному склону с бергшрундом в средней части на левую сторону седловины. Путь подъема на перевал Чат от турбазы «Башиль» описан в маршруте 243. На перевале (при подъеме от турбазы «Чегем») свернуть влево и по заснеженному Северо-восточному гребню, затем по легким, силь-юо разрушенным и заснеженным скалам подойти под вершинный[взлет. По сильно разрушенным, крутым скалам левой стороны взлетапростой подъем на вершинную башню. Далее по острому гребню(страховка) на вершину им. Баумана. От перевала Чат 40—50 минут, 243. Чаттау по Юго-западному гребню (маршрут комбинированный, 1Б к/тр, рис. 18, 28). От турбазы «Башиль» по левому берегу реки Башиль идти вверхпо ущелью до потока ледника Чат. Здесь свернуть влево и поднятьсявдоль берега потока до языка ледника Чат. По леднику подойти к ледопаду, который лучше проходить по его правой стороне. Над ним,пройдя по снежному мосту бергшрунд, подъем по крутому ледово-снежному 100-метровому склону на перевал Чат. От трубазы «Башиль» 5—6 часов. Путь от турбазы «Чегем» до перевала Чат описанв маршруте 242. На перевале (при подъеме по леднику Чат) свернуть влево и поледово-снежной седловине перевала подойти к Юго-западному гребню. По сильно разрушенному, длинному, местами заснеженному легкому Юго-западному гребню вершины Чаттау, обходя многочисленные жандармы траверсом справа («живые» камни, страховка), взойтина вершину Чаттау. От перевала 4—5 часов. 244. Чаттау по Северо-восточному гребню (маршрут комбинированный Недоспаева, ЗА к/тр, рис. 18). От турбазы «Чегем» (группа 4—8 человек) по правому берегу реки Кулак, вверх по ущелью, подойти к потоку ледника Безымянного.Здесь свернуть вправо и, перейдя ледник, выйти на его левобережную морену. По морене, затем по травянистым склонам подъем на площадки около карового ледничка. От турбазы «Чегем» 3,5— 4 часа. На площадках исходный бивак. От площадок, обойдя бараньи лбы справа, выйти на ледник Безымянный. Придерживаясь левой стороны ледника, подойти под широкий ледово-снежный кулуар, спускающийся с седловины Северовосточного гребня вершины Чаттау. С ледника, пройдя по снежномумосту бергшрунд, подняться по крутому ледово-снежному склонукулуара (лавины, страховка) на седловину Северо-восточного гребнявершины Чат. Подъем на седловину возможен и справа от кулуара по простым разрушенным скалам («живые» камни) контрфорса. На седловине свернуть влево и по простым разрушенным скалам Северо-восточного гребня подойти под скальный взлет. По крутым разрушенным скалам средней трудности правой стороны Северо-восточного гребня («живые» камни, крючьевая страховка) с крутыми ледово-снежными участками подъем на гребень выше взлета. Далее попростым, местами разрушенным скалам Северо-восточного гребня,преодолевая небольшие жандармы в лоб, а некоторые обходя справапо ледово-снежным склонам, кулуарам и крутым скалам (страховка),подойти под вершинный взлет. По простой .стенке с короткими участками средней трудности (страховка) подняться на гребень и по немувзойти на вершину Чаттау. От исходного бивака 5—6 часов. ЛЫЧАТ , ЛАСХЕДАР Небольшой массив (3900 м), состоящий из вершин Лычат на западе и Ласхедар на востоке, расположен в ГКХ между вершинамиБодорку за перевалом Лычат на юго-востоке и Башиль за перевалом Ласхедар на северо-западе. Единственный комбинированныймаршрут на вершину Лычат (1Б к/тр) проложен 10 августа 1934 г.Б. Симагиным, И. Кривошапко, Е. Литвиновой и Б. Ольшевским (см.рис. 18),
|