ОРУБАШИ, ЮНОМКАРА, КИЧКИДАР, ЧЕГЕМ Участок Адырского хребта, образованный вершинами Орубаши(4310 м), Юномкара (4365 м), Кичкидар (4370 м), совместно с Восточным гребнем вершины Орубаши и вершиной Чегем (4360 м) образует подковообразный массив с Чегемским ледником в его верхнемвосточном цирке. Массив расположен в центре Адырского хребта, между вершинами Адырсу за перевалом Голубева на юге и Джайлыкза перевалом Донкина на севере. 59. Орубаши по Юго-западному гребню, маршрут комбинированный, 1Б к/тр (А. Зюзин, В. Бирман, А. Герчик, Ф. Кушнарев, А. Сте-ценко, С. Тюленев, Б. Ярилов, 18 августа 1936 г., рис. 5, 7). 60. Орубаши по Северо-западному гребню, маршрут комбинированный, 1Б к/тр (М. Мишер и др., 12 августа 1914 г., рис. 5, 7). 61. Юномкара по Юго-восточному гребню, 2Б к/тр (М. Мишер и др., 12 августа 1914 г.; С. Голубев, П. Панютин, Н. Стейнооглу, 25 августа 1914 г.). 62. Юномкара по Юго-западному гребню, ЗА к/тр (С. Козырев, до.. Клеткина, И. Мальцев, В. Новиков, 19 июня 1978 г.). 63. Кичкидар по Западному склону Южного гребня, 2А к/тр (С. Голубев, Я. Фролов, 15 августа 1915 г.). 64. Кичкидар по Западному гребню, 2А к/тр (В. Нестеров, Я- Аркин, Л. Музылев, В. Соколова, 10 июля 1940 г., при траверсе Кичкидар — Юномкара). 65. Кичкидар по Северному гребню, 2Б к/тр (Л. Лазарев, И. Кунаев, 15 июля 1940 г.). 66. Чегем по Западному гребню, ЗА к/тр (Таль, Грубер, Вандель, Лехнер, 24 августа 1912 г.; В. Крючков, Вязовецкая, Казаковская, С. Козлов, 22 августа 1936 г.). 67. Чегем по Восточному гребню, 2Б к/тр (В. Кутовой, Г. Веденников, А. Лаврова, Б. Симагин, Е. Литвинова, 5 августа 1936 г.). 68. Чегем по Северо-восточному ребру, 5Б к/тр (В. Форостян, Д. Ласковый, Г. Цветкова, В. Шакало, 29 июня — 3 июля 1977 г.), 69. Чегем по Северной стене III жандарма Северо-восточного ребра, 5Б к/тр (Д. Ласковый, А. Инюткин, Г. Прусов, С. Рыжиков, В. Шакало, 13—16 августа 1978 г.). 70. Юномкара — Кичкидар, ЗА к/тр (С. Голубев, П. Панютин, Н. Стейнооглу, 15 августа 1914 г.). 71. Кичкидар — Юномкара, ЗБ к/тр (В. Нестеров, Я. Аркин, Л. Музылев, В. Соколова, И июля 1940 г.). 61. Юномкара по Юго-восточному гребню (маршрут комбинированный, 2Б к/тр, рис. 5, 7). От турбазы «Башиль» двигаться по тропе правого берега рекиБашиль до реки Малый Чегем, являющейся левым (орографически)притоком Башиля. Здесь свернуть вправо и по крутым легким скалам, затем бараньим лбам правого берега Малого Чегема поднятьсяна правобережную морену ледника Чегем. Далее идти по морене, аобойдя справа ледопад, выйти на верхнее плато ледника Чегем и перейти на его левую сторону. По левой стороне ледника (закрытые трещины) подойти под седловину перевала Фрешфильда, расположенную между вершинами Орубаши слева и Юномкара справа. Тутсвернуть влево и, пройдя по снежному мосту бергшрунд, по крутомуледово-снежному склону, затем по легким и простым разрушенным и заснеженным скалам подняться на перевал Фрешфильда. Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 4—12 человек) до исходного бивака на «Средне-Кичкидарских ночевках» описан в маршруте 73. Co «Средне-Кичкидарских ночевок» по левой стороне ледника Юном (закрытые трещины) подойти под седловину перевала Фреш-фильда, расположенную между вершинами Юномкара слева и Ору-баши справа. Здесь свернуть влево и по ледово-снежному склону(лавины), затем по местами заснеженным, сильно разрушенным легким и простым скалам широкого склона подняться на перевалфрешфильда. Безопаснее двигаться по простым разрушенным скаламгребешка правее ледово-снежного склона.
На перевале при подъеме из Куллумкольского ущелья свернутьвлево. По широкому длинному заснеженному простому гребню седловины подойти под Юго-восточный гребень вершины Юномкара.Отсюда траверс 60—80 м по ледово-снежном склону правой стороныЮго-восточного гребня (страховка). Затем по ледово-снежному кулуару (крючьевая страховка) подняться на Юго-восточный гребень.По полкам и крутым скалам (страховка) Юго-восточного гребняподойти под вершинный взлет. Из-под взлета по полкам и сильноразрушенным, простым и легким скалам желоба-кулуара подъем150—170 м вправо (страховка) на Восточное ребро. Отсюда по легким и простым, местами заснеженным, сильно разрушенным, крутым скалам Восточного ребра подъем 80—100 м навершину Юномкара. От перевала Фрешфильда 3—4 часа. 62. Юномкара по Юго-западному гребню (маршрут комбинированный С. Козырева, ЗА к/тр, рис. 5, 7). Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 4—8 человек) до исходного бивака на «Средне-Кичкидарских ночевках» описан в маршруте73. От ночевок по леднику Юном подойти под широкий осыпной заснеженный кулуар, спускающийся правее скальных стен широкогосклона основания Юго-западного гребня вершины Юномкара. С ледника вверх по широкому зигзагообразному 300—400-метровому заснеженному осыпному кулуару пологого склона правой стороны Юго-западного гребня, обходя справа скальные стены основания I жандарма по пологим простым разрушенным и заснеженным100—120-метровым плитам. Затем по 100—120-метровому скальномугребешку, 100—120-метровым скалам с короткими стенками и 120-метровому ледово-снежному кулуару (крючьевая страховка) правойстороны Юго-западного гребня подняться в снежную мульду седловины этого гребня правее и выше его большого острого I жандарма. В мульде свернуть вправо и по крутому снежно-ледовому склону(страховка) левой стороны Юго-западного гребня 300—400-метровым траверсом обойти его II иIIIжандармы. Далее по ледово-снежному широкому склону (карнизы), затем по 80—100-метровым крутым плитам (крючьевая страховка) и снова по крутому ледово-снежному склону (крючьевая страховка) Юго-западного гребня подойтипод скальный взлет вершинной башни. Отсюда по крутым простым разрушенным и заснеженным 80-метровым скалам взлета взойти навершину Юномкара. От исходного бивака на «Средне-Кичкидарскихночевках» 5 часов. 63. Кичкидар по Западному склону Южного гребня (маршрут комбинированный, 2А к/тр, рис. 5, 7). Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 4—12 человек) до верхнего плато ледника Западный Юном с исходным биваком на «Верхне-Кичкидарских ночевках» описан в маршруте 73. По плато ледника (закрытые трещины) подойти под ледово-снежный западный На седловине свернуть влево и по широкому ледово-снежному(карнизы) гребню седловины подойти под взлет вершинной башниКичкидара. По крутым простым скалам взлета, обойдя жандармслева, с 10-метровой стенкой (страховка) Южного гребня взойти навершину Кичкидар. От «Верхне-Кичкидарских ночевок» 3 —3,5 часа. 64. Кичкидар по Западному гребню (маршрут комбинированный, 2А к/тр, рис. 5, 7). Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 4—12 человек) до верхнего плато ледника Западный Юном с исходным биваком на «Верхне-Кичкидарских ночевках» описан в маршруте 73. По плато ледника(закрытые трещины) подойти под правую сторону крутого Западного гребня вершины Кичкидар. С ледника)свернув вправо, подняться по ледово-снежному склону, обходя справа скальные стенки основания Западного гребня и его I жандарм. Пройдя жандарм, свернутьвлево и по 120—160-метровому ледово-снежному кулуару поднятьсяна седловину Западного гребня вершины Кичкидар выше I жандарма. На седловине свернуть вправо, затем по заснеженным простымразрушенным, местами крутым скалам, чередующимся со снежнымиучастками Западного гребня, обходя невысокие жандармы и стенкислева (страховка), взойти на вершину Кичкидар. От «Верхне-Кичкидарских ночевок» 3—3,5 часа. 65. Кичкидар по Северному гребню (маршрут комбинированный, 2Б к/тр, рис. 5, 7).От турбазы «Башиль» (группа 4—12 человек) перейти по мостуреку Башиль, затем по тропе вверх по Башильскому ущелью подойтик впадению красивым водопадом справа реки Джайлык. Здесь свернуть вправо и по крутой тропе правого берега Джаилыка подняться в его долину. Далее по тропе правого берега, пройдя впадающийсправа поток реки Кенчат, выйти к языку ледника Джайлык, По моренам на ровном леднике подойти под левую сторону ледопада и поней, придерживаясь склонов вершины Чегем, пройти ледопад (со склонов Чегема лавины). Далее по левой стороне (закрытые трещины) ледника Джайлык подойти под седловину перевала Донкина,расположенную между Джайлыком справа и снежным куполом Северного гребня вершины Кичкидар слева. С ледника, преодолев бергшрунд, по крутому ледово-снежному склону (лавины, крючьеваястраховка) подъем 150—180 м на левую (южную) седловину перевала Донкина. От турбазы «Башиль» 10—12 часов. Путь от альплагеря «Джайлык» до перевала Донкина описан в маршрутах 73, 75. На седловине перевала (при подъеме из Адырсу) свернуть вправои по ледово-снежному (карниз) Северному гребню вершины Кичкидар подняться на снежный купол. С купола по ледово-снежному Северному гребню подойти (карнизы) под вершинный взлет. Взлет обходить справа по крутому ледово-снежному 60—80-метровому кулуару и скалам средней трудности стенки (крючьевая страховка).Далее по простому разрушенному заснеженному скальному гребнювзойти на вершину Кичкидар. От перевала Донкина 3—4 часа. Пер-вопроходители поднялись на снежный купол Северного гребня по крутому ледово-снежному склону с ледника Чегем. 66. Чегем по Западному гребню (маршрут комбинированный В. Крючкова, ЗА к/тр, рис. 5, 7). Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 4—8 человек) до исходного бивака на перевале Донкина описан в маршрутах 73, 75, а от турбазы «Башиль» — в маршруте 65. На перевале (при подъемеиз Куллумкольского ущелья) свернуть вправо и подняться по ледово-снежному Северному гребню вершины Кичкидар, затем траверсом влево по крутому ледово-снежному левому склону снежного купола Северного гребня вершины Кичкидар (страховка) выйти наседловину Западного гребня вершины Чегем. Первый жандарм «пилы» седловины обойти слева (страховка),остальные — справа по простым, сильно разрушенным скалам, чередующимся с ледово-снежными склонами. За «пилой» по заснеженному (карнизы) Западному гребню подойти под I жандарм Западного гребня вершины Чегем. Жандарм преодолеть в лоб по простымразрушенным скалам гребня и спуститься с него на снежную седловину (карниз) под II жандарм. Этот жандарм обходить справа покрутым разрушенным скалам (страховка). Далее по длинному заснеженному простому скальному Западномугребню, проходя невысокие жандармы в лоб, а некоторые обходя справа, подойти под III большой жандарм. Жандарм обойти справа По крутым разрушенным скалам (страховка). За ним по ледово-снежному гребню седловины (карнизы) подойти под жандармВзлет Западного гребня вершины Чегем. По крутым заснеженным 100—120-метровым скалам среднейтрудности (крючьевая страховка), затем по пологим простым заснеженным скалам и плитам широкого Западного гребня (карнизы)подняться на жандарм Взлет. Далее по ледово-снежному (карнизы), затем по простому заснеженному (карнизьГ) длинному скальномуЗападному гребню подойти под Темный жандарм. Подняться наэтот жандарм по скалам средней трудности 15—20-метровой плиты(крючьевая страховка). От Темного жандарма по ледово-снежному (карнизы) Западномугребню подойти под стенку большого треугольного Острого жандарма. Жандарм преодолевать сначала в лоб по скалам средней трудности 30—40-метровой стенки, затем по полкам и простым скаламобойти его вершину справа и выйти за ним на Западный гребень. Отсюда по ледово-снежному (карнизы) затем по крутым скаламЗападного гребня подойти под взлет Серого жандарма. По простым разрушенным плитам и скалам, потом по расщелине правой стороныстенки (крючьевая страховка) подъем на Серый жандарм. Далее поледово-снежному (карнизы) Западному гребню со скальными участками взойти на вершину Чегем. От перевала Донкина 7—9 часов.Спуск по ледово-снежным кулуарам (бергшрунды) на верхнее платоледника Чегем. 67. Чегем по Восточному гребню (маршрут комбинированный, 2Б к/тр, рис. 5, 7). Путь от турбазы «Башиль» (группа 4—12 человек) до верхнегоснежного плато ледника Чегем с исходным биваком в верхней частиправобережной морены описан в маршруте 61. На плато свернутьвправо и, пройдя по снежному мосту бергшрунд, подняться по ледово-снежному склону (лавины, страховка) на седловину (карниз)Восточного гребня вершины Чегем. Здесь свернуть влево и по пологой ледово-снежной седловинеподойти под вершинный взлет. По простым, с короткими стенкамисредней трудности разрушенным и заснеженным скалам взлета Восточного гребня подъем на вершинный гребень. Далее по пологому ледово-снежному (карнизы) Восточному гребню;пройдя два жандарма в лоб, взойти на вершину Чегем. От исходного бивака 5—7 часов. 68. Чегем по Северо-восточному ребру (маршрут комбинированный В. Форостяна, 5Б к/тр, рис. 5, 7). Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 2—5 человек) до исходного бивака на плато ледника Джайлык под Северо-восточным ребром вершины Чегем описан в маршрутах 73, 75. От бивака по леднику, затем по снежному склону галстука подойти под неявно выраженный внутренний угол правой стороны основания скального сброса Северо-восточного ребра вершины Чегем. Отсюда 40 м прямо вверхпо крутым разрушенным скалам («живые» камни) под 3-метровыйтреугольный карниз, от которого начинается внутренний угол с камином-расщелиной. Пройдя карниз (лесенки, ито)?40—50 м прямо вверх по труднымскалам вертикального внутреннего угла на камень (полку для одного). С камня 180—200 м вверх (ито) по трудным вертикальным, местами очень трудным нависающим скалам стены до выхода на полки.На полках сидячий бивак — лучше в гамаках. От исходного бивакана леднике 14—16 часов. С полок 40 м вверх по крутым разрушенным блочным труднымскалам под карниз, который преодолевать в лоб (лесенки, ито). Откарниза по трудным и очень трудным отвесным скалам стенки 80—90 м вверх на маленькую площадку под камином. Тур. От площадки 40 м прямо вверх по трудному заглаженному камину. Далее 40 м вверх-влево по заледенелым плитам и скалам вышесредней трудности на площадку плеча под I жандарм Северо-восточного ребра. На площадке бивак. От предыдущего бивака 14—?15 часов. От плеча по узким заснеженным прерывающимся труднымистенками полкам траверс 140—150 м по левой стороне Северо-восточного ребра. Затем по крутому узкому ледово-снежному кулуаруподъем 50 м на перемычку между I и II жандармами. С перемычки подъем 200 м траверсом по скалам выше среднейтрудности и узким полкам правой стороны Северо-восточного ребра.Далее по ледово-снежному 50-метровому кулуару подняться на седловину подIIIжандарм. С седловины по скалам средней и выше средней трудности 150 мвверх-влево на плечоIIIжандарма. С плеча обойти его вершину сподъемом справа по скалам средней и выше средней трудности, затем по крутому ледово-снежному склону подняться 60 м на Северовосточное ребро. Отсюда по ледово-снежному гребешку Северо-восточного ребра,затем по 60-метровому ледово-снежному взлету и далее по длинному 500-метровому ледово-снежному гребню (карнизы) взойти навершину Чегем. От площадки плеча под I жандармом 3—5 часов. 69. Чегем по Северной стене III жандарма Северо-восточного ребра (маршрут комбинированный Д. Ласкового, 5Б к/тр, рис. 5;7). Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 2—4 человека) до исходного бивака на леднике Джайлык, против Северной стеныIIIжан-Дарма Северо-восточного ребра, описан в маршрутах 73, 75. Со стен Чегема возможен обвал ледовых сбросов и сход лавин. От исходногобивака по леднику Джайлык подойти под бастион левой стороны Северной стеныIIIжандарма Северо-восточного ребра вершины Чегем. С ледника, преодолев бергшрунд, между двумя лавинными кам-непадоопасными желобами подъем 100—120 м под вертикальныйвнутренний угол в центре левого Нижнего бастиона Северной стеныIII жандарма. Отсюда 95 м прямо вверх по очень трудным скалам обледенелоговертикального внутреннего угла (лесенки, ито) на заснеженную площадку. С площадки правее внутреннего угла 60 м вверх по труднойстенке (лесенки;ито), затем 45 м вверх-влево по плите вдоль вертикальных стен (лесенки, ито) на ребро. По средней трудности и трудным заснеженным в верхней части скалам крутого ребра выйти наплощадку перемычки вершины Нижнего бастиона. На площадке бивак. От исходного бивака с предварительной обработкой Нижнегобастиона 12—15 часов. С площадки подъем 45 м по очень трудным вертикальным скаламлевой стороны Второго бастиона Северной стены (лесенки, ито). Далее по крутым, выше средней трудности заснеженным скалам ребра100—110 м вверх на заснеженную площадку под вертикальныйвнутренний угол. Отсюда 75 м прямо вверх по очень трудным скалам вертикального внутреннего угла (лесенки, ито) и 10-метровой стенки. Затем 70—80 м вверх-вправо по заснеженным скалам средней и выше среднейтрудности на ледово-снежный склон широкой полки. По ледово-снежному склону, вдоль скал по широкой полке обойти45—50-метровым траверсом вершинуIIIжандарма справа и по ледово-снежному склону выйти на Северо-восточное ребро. Здесь свернуть вправо, затем по монолитным заснеженным скалам средней трудности пройти в лоб маленький IV жандарм Северовосточного ребра. Далее 500—550 м вверх по ледово-снежному склону, чередующемуся с гребешками (карнизы, лавины). Наконец, помонолитным 30-метровым скалам взойти на вершину Чегем. От предыдущего бивака на Северной стенеIIIжандарма Северо-восточного ребра 12—14 часов. 70. Юномкара — Кичкидар (маршрут комбинированный С. Голубева, ЗА к/тр, рис. 5, 7). Путь от турбазы «Башиль» или от альплагеря «Джайлык»(группа 4—8 человек) до вершины Юномкара описан в маршруте61. С вершины Юномкара спуск 100—120 м по легким простым, местами заснеженным скалам широкого Северного гребня вершинной башни в направлении вершины Кичкидар. Затем по 3—4-метровойстенке спуститься (крючьевая страховка) на перемычку. Пройдя35—40-метровую ледово-снежную перемычку (карниз), подойти под II жандарм. С перемычки по скалам средней трудности 18—20-метрового взлета, потом по изрезанному простому скальному гребню подняться на II жандарм Северного гребня. Со II жандарма спуск70—80 м (спортивным способом, дюльфером) на перемычку под I жандарм. С перемычки по простым заснеженным скалам Северного гребня пройти I жандарм. Невысокие жандармы «пилы» обойти Далее по ледово-снежному (карнизы) гребню седловины массива, пройдя ледово-снежный жандарм Купол и обойдя слева по крутому ледово-снежному склону (страховка) скальные башни Зайцы,выйти на Южный гребень вершины Кичкидар. Отсюда по ледово-снежному (карнизы), затем по простому разрушенному и заснеженному скальному Южному гребню взойти навершину Кичкидар. От Юномкары 5—6 часов. Маршрут от «Средне-Кичкидарских ночевок» до возвращения к ним занимает 12—14 часов. 71. Кичкидар — Юномкара (маршрут комбинированный В. Нестерова, ЗБ к/тр, рис. 5, 7). Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 4—8 человек) до вершины Кичкидар описан в маршрутах 64, 65. С вершины Кичкидар спускпо простому заснеженному и разрушенному Южному гребню в направлении вершины Юномкара. Далее по ледово-снежному гребнюседловины (карниз), обойдя по крутому ледово-снежному склону(страховка) справа скальные жандармы «Зайцы», выйти на жандарм Купол. С Купола по узкому ледово-снежному Северному гребню вершины Юномкара (карнизы), обойдя траверсом 50—60 м справа попростым заснеженным скалам (страховка) невысокие жандармы«пилы», подойти под I жандарм. Этот жандарм преодолевать в лобпо простым заснеженным скалам гребня и спуститься на перемычкупод II жандарм. По скалам выше средней трудности 4—6-метровой стенки(крючьевая страховка), затем по простым и средней трудности скалам гребня (страховка) подъем 70—80 м под вершинный взлет II жандарма. Взлет обходить 30-метровым траверсом и по крутому С перемычки по 3—4-метровой стенке выше средней трудности(крючьевая страховка), затем по 100—120-метровым простым, местами заснеженным скалам Северного гребня взойти на вершинуЮномкара. От Кичкидара 5—6 часов. Маршрут от «Средне-Кичкидарских но-чеьок» до возвращения к ним занимает 13—15 часов. |