КУРМЫЧИ, 1МАЯ И АВИАЦИИ

Разделяя ледник Курмычи на две ветви, от вершины Адылскогохребта Курмычи (4050 м), расположенной между вершинами Узло­вая Адылсу на юге и Андырчи на севере, отходит на северо-востоккороткий отрог с вершинами 1 Мая (3950 м) и Авиации (4000 м).

13. Курмычи по западному склону Северо-восточного гребня,2Б к/тр (А. Ершов, А. Чертов, 1 февраля 1978 г.).

14. Курмычи по левому Западному контрфорсу Северо-восточного гребня, 2А к/тр (А. Аганин, В. Елагин, О. Коровкин, Н. Куркин,
2 февраля 1978 г.).

15. Курмычи по Юго-восточному гребню, 1Б к/тр (А. Зюзин, И. Кацнельсон, А. Лурин, С. Тюленев, И. Федоровский, Л. Ходюш, 29 июля 1948 г., см. маршрут 17, рис. 1).

16. Курмычи по Северо-западному гребню, 1А к/тр (Я. Фролов,С. Джапаридзе, Г. Николадзе и др., 1 августа 1927 г., см. марш рут 17, рис. 1).

17. 1 Мая по Северному контрфорсу Северо-западного ребра,4Б к/тр (В. Москальцов, В. Ковтун, В. Козявкин, 18 июля 1959 г.;
В. Шейкин, Л. Глыбин, 15 июля 1961 г.; В. Нелупов, В. Елецкий,Л. Олейник, Г. Шалаев, 22 июля 1961 г.).

18. Авиации по Северо-западной стене, 4Б к/тр (А. Романов,М. Герасименко, С. Распопов, Г. Степанов, В. Шестко, 2 августа 1955 г.; В. Иванов, А. Белопухов, И. Ерохин, А. Осинцев, 10 авгус та 1956 г.).

19. Авиации по южному склону, маршрут 2А к/тр.


20. Авиации с юга по кулуару Западного гребня, маршрут комбинированный, 1Б к/тр (С. Нарышкин, Б. Гинзбург, Л, Ходюш, 10 июля 1939 г.).

21. Курмычи — Авиации траверс, маршрут комбинированный,1Б к/тр (И. Антонович, Г. Редко, 14 июля 1938 г.).

17. 1 Мая по Северному контрфорсу Северо-западного ребра(маршрут комбинированный В. Москальцова, 4Б к/тр, рис. 1, 3).

Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 2—4 человека) вниз подороге ущелья. Перейдя по мосту через реку Адырсу, подойти к по­току Джаловчат, свернуть с дороги влево и по морене правого бере­га потока подняться к леднику Джаловчат.

По правой стороне ледника Джаловчат или его правобережнойморене подойти под седловину перевала Джаловчат. С ледника,пройдя бергшрунд, по крутому ледово-снежному склону и простымскалам подъем на седловину. С перевала по крутому ледово-снежно­му склону с бергшрундом в нижней части спуск на ледник Курмычи.Здесь свернуть влево и по левой стороне постепенно увеличивающегокрутизну ледника Курмычи (закрытые трещины) подойти под пере­вал Курмычи, соединяющий вершины Курмычи справа и УзловуюАдылсу слева.

С ледника по ледово-снежному склону с бергшрундом в нижнейчасти (страховка) подъем на седловину перевала. На седловинесвернуть вправо и вверх по широкому снежному Юго-восточномугребню вершины Курмычи, затем по простым, местами средней трудности разрушенным скалам взойти на вершину.

С вершины по заснеженным осыпным и легким скалам широкогоСеверо-западного гребня спуск на седловину перевала ВЦСПС.Здесь свернуть вправо и по осыпям спуститься на «Осыпные площад­ки». С площадок выйти на ледник Курмы и по его левой стороне(закрытые трещины) спуститься на «Травянистые площадки». Отальплагеря «Джайлык» 8—10 часов. Путь через Баксанскую долинуописан в маршруте 32.

От бивака (выход не позднее 2 часов ночи) пересечь ледник Кур-мы и подойти к правой стороне широкого Центрального ледово-снежного кулуара, спускающегося с Северо-западного ребра из-подвершинной башни 1 Мая.

С ледника, пройдя бергшрунд, по правой стороне Центральноголедово-снежного кулуара (лавины, камнепад) 200 м вверх к правойстороне большого скального острова в центре кулуара. По скаламсредней трудности правой стороны, затем по гребешку острова 50 мвверх-влево на вершину острова. Тур.

От острова 60—70 м вверх по ледово-снежному склону Центрального кулуара, вдоль его правых стен, затем 30 м по плитам и 80—100 м опять по ледово-снежному склону вверх-вправо под стенками узкого правого кулуара до внутреннего угла в стенке. От угла в наи­более узком месте траверс 25 м влево через узкий ледово-снежныйкулуар (камнепад).

Отсюда вверх-влево по скалам средней трудности, трудным пли­там и коротким стенкам под заснеженный внутренний угол. По загла­женным скалам 20-метрового внутреннего угла (вверху над углом висит крупная плита) подняться на небольшое плечо. С плеча впра­во и 90—100 м вверх по крутым плитам под нависающие скалы.По широкой заснеженной полке траверс 15 м под нависающими ска­лами, затем 25 м прямо вверх на площадку.

С площадки 200—240 м прямо вверх по местами заснеженнымкрупноблочным скалам и небольшим стенкам («живые» камни) наплощадку короткого пологого скального гребешка. На площадке би­вак. От исходного бивака 12—14 часов.

С площадки на гребешке траверс 50 м вверх-влево по разрушен­ным скалам средней трудности с 4-метровой стенкой в верхней части,обойдя IV жандарм слева, выйти на седловину Северо-западного ребра под V жандарм. Тур.

На ледово-снежной седловине свернуть влево, подойти (карниз)под V жандарм Северо-западного ребра. По простым и среднейтрудности скалам правой стороны гребня подняться на жандарм и спуститься с него 10 м на площадку. С площадки по плитам правойстороны гребня («живые» камни) обойти пилу жандарма, а за нейвыйти на ледово-снежную седловину. С седловины по простым ска­лам и ледово-снежному склону вершинной башни, взойти на верши­ну 1 Мая. От бивака на стене 5—6 часов.

18. Авиации по Северо-западной стене.(маршрут комбинированный А. Романова, 4Б к/тр, рис. 1, 3).

Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 2—4 человека) до исход­ного бивака на «Травянистых площадках» описан в маршрутах 32 и17. От бивака пересечь ледник Курмы и подойти под короткий пер­вый узкий кулуар, поднимающийся к Основному ледово-снежномукулуару Северо-западной стены пика Авиации. С ледника, преодо­лев бергшрунд, выйти на плиты правой стороны первого узкого ку­луара. По крутым плитам средней трудности правой стороны узкогокулуара 60 м вверх. Затем по простым разрушенным скалам левой стороны узкого кулуара подъем 50 м на перемычку и спуск с нее внижнюю часть Основного ледово-снежного кулуара Северо-западнойстены.

По левой стороне Основного уходящего вверх-вправо кулуара сучастками плит в средней части (со стен камнепад) подъем 350—400 м на небольшую седловину. Справа, от седловины тур. От исход­ного бивака 5—7 часов.

С седловины влево и 120—150 м вверх вдоль скал Северо-западного ребра левой стороны крутого ледово-снежного склона под вер­тикальную стенку. Отсюда траверс вправо под стенкой, затем черезплощадку на скальном гребешке, далее 60 м по ледово-снежному склону (камнепад) с выходом на площадку скального Западного ребра.

По сильно разрушенным скалам средней трудности Западного ребра, чередующимся с короткими трудными стенками и полками,100—120 м прямо вверх под плитообразную стенку. По выше сред­ней трудности скалам стенки подъем 40 м на осыпную полку. Пополке вверх-вправо к внутреннему углу, по которому выйти на За­падное ребро. По крутым скалам средней и выше средней трудности(«живые» камни) Западного ребра 250—300 м прямо вверх на пикАвиации. От исходного бивака 11—13 часов.

19. Авиации по Южному склону(маршрут скальный, 2А к/тр, рис. 3).

Путь от альплагеря «Джайлык» (группа 4—8 человек) до пере­вала Джаловчат описан в маршруте 17. С перевала по ледово-снеж­ному склону с бергшрундом в нижней части спуститься на ледникКурмычи. Пересечь ледник (закрытые трещины) и выйти на «Морен­ные площадки» под южными склонами пика Авиации. От перевалаДжаловчат 0,5—1 час. На площадках исходный бивак.

От исходного бивака на морене подниматься по мелкой осыпи,правее красно-рыжих гребешковых скал. Далее по полкам подойтипод светло-рыжую стенку, которую обойти справа по неявно выра­женному 15—20-метровому внутреннему углу (ключевое место марш­рута, крючьевая страховка) из черных монолитных плит. Затем 40—50 м прямо вверх по простым скалам («живые» камни, возможенкамнепад), потом траверс 30 м вправо по плитам (камнепад), нако­нец, вверх-влево на снежную перемычку. С перемычки 30—40 м вверхпо скалам средней трудности на пик Авиации, От исходного бивака5—6 часов.