Вариантов конечно много... Вы уже приготовили пинцет и скальпель для скурпулёзного "анализа"? Если нет то советую основательно приготовиться - в зависимости от типа Вашего характера потребуется чашка крепкого кофе и затененное освещение, либо наоборот - стакан пустырника, а также пара 200 ваттных лампочек сожгут ваши денежки и заодно обеспечат стабильность психических реакций... :))
Материал, главным образом, подчерпнут из различных источников, поэтому где возможно даются ссылки на источник. Для сохранения авторского стиля тексты безбожно копируются и не обрабатываются - в результате чего сия подборка большей частью представляет собой посты из различных форумов или отрывки со страничек с фольклорной тематикой. На момент опубликования в инете не присутствует столь обобщающих и широкоохватыващих материалов.
Классика
Черный альпинист
Часть 1. Рассказывают, что во времена, когда наши прадеды
были молодыми, группа молодых туристов-альпинистов ходила в
районе горы Фишт, ходила не в первый раз, они были уже
опытными туристами. Но в тот день явно природа была против
них. Шел дождь и ничего не было видно даже в двух шагах. И
эта группа заблудилась. Они ходили четыре дня и на 5-й день
умер первый из туристов, через день еще двое, потом еще и
еще. На 8-ой день остался в живых лишь один, он был одет во
все черное. Он, ничего не евши уже 8 дней, продолжал искать
дорогу. Но и ему не суждено было ее найти. Часть 2. В наши
дни существует такая легенда, что якобы в районе горы Фишт
и Лагонак бродит призрак черного альпиниста и при
наступлении ночи он приходит на стоянки туристов и просит
хлеба. Часть 3. Группа туристов (в наши 90 годы) пошли под
Фишт. Им рассказывали историю про черного альпиниста, но
они только смеялись. Они поставили лагерь и ушли в
радиальный выход на 2 дня, оставив сторожить палатку двух
человек. Наступила ночь. Они сидели в палатке и при свете
свечки играли в карты, как вдруг услышали какой-то шорох
возле палатки, они насторожились и вспомнили историю про
черного альпиниста. Тут они увидели что кто-то отодвигает
дверь палатки, и тут они увидели черную руку и кто-то
приговаривал: LДайте хлеба, дайте хлеба,...¦ Часть 4.
Основная группа, придя на стоянку, обнаружила, что никого в
палатке и поблизости не было. Они их никогда больше не
видели.
m.ru/forum
Пошел один альпинист на шхельду по черному... ;)
m.ru/forum
Короче, дамочка поставила
друзей перед фактом - кто первым из них влезет на крутую
вершину, тому она и отдаст руку, сердце и все прочее.
Полезли друзья на вершину, но в процессе один провалился в
трещину, а другой доставать его не стал, влез на вершину,
вернулся победителем, получил эту мадам в жены и все такое.
А вот провалившийся друг и стал собственно призраком -
черным альпинистом. Бродит он теперь по ночам, заглядывает
в палатки и ищет бывшего друга-предателя. Видимо, чтобы
кокнуть. Если народ в палатках лежит головой к выходу, то
все ограничивается внешним осмотром, а если ногами - то
черный за ноги людей подтаскивает к выходу, чтобы лица
получше разглядеть.
m.ru/forum
И если альпинист лежал тихо, когда его тянули за ноги, то оставался жив. А Черный альпинист убедившись, что это не тот, кого он ищет, уходил. А если альпинист просыпался и открывал глаза (что всегда и случается), то от испуга или помирал сразу, или пытался убежать по леднику, но в итоге оказывался в трещине.
m.ru/forum
Жили, были два альпиниста, два очень хороших друга и одновременно они полюбили одну и ту же девушку, которая ходила с ними в горы. И вот как-то втроем они поехал в горы и пошли на одну из самых сложных стен на Кавказе. Когда они лезли наверх, то тот друг, который лез первый, сорвался и повис таким образом, что еще немного и последний крюк бы выскочил, и он бы сорвался вниз, и вся команда улетела бы. Второй друг, решив спасти себя и девушку перерезал веревку и вдруг упал вниз, они очень переживали этот момент и потом, когда дошли до верха стены и спустились вниз, они начали искать тело своего друга, но тело так и не нашли. Они уехали в город, поженились и решили больше никогда не возвращаться в горы, но вероятно их друг остался жив и теперь периодически по ночам, когда альпинисты ночуют в своих палатках, он при свете луны весь в черном приходит к палаткам и начинает искать своих друзей, вероятно, он хочет им отомстить. У альпинистов есть такое поверие, что нужно всегда в палатке ложиться головой к выходу, потому что, когда черный альпинист приходит, он приподнимает полог палатки, заглядывает в лица и если видит, что это не те люди то уходит, а если лечь головой внутрь палатки, то бывали такие случаи и когда он подходил, выдергивал человека за ноги, чтобы посмотреть на его лицо.
neplaneta.ru
Фольклорный архив кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета (ФА КЛ УГПУ им. И. Н. Ульянова), личный архив автора."
1.
И.: Не, вот на самом деле этих баек про Черного Альпиниста, их... много... сколько существуют вообще туристы, столько они и придумываются, эти байки. Ну вроде бы такой более-менее вариант... в который все начинают верить с первого раза... вот...
С.: То есть, что чайникам рассказывают, да?
И.: Да, которые рассказывают чайникам, в горах, где-нибудь там темной ночью, при какой-нибудь дикой кошмарной луне, вот... Звучит это подобно тому, что два друга... шли в горы в одной связке... Они подымались по какому-то там скальному участку... По крутому очень, вот, и... э... один из них сорвался, а другой, страхуя его, тоже, в общем, подвергся опасности. Вот и чтобы не погибнуть, он просто обрезал веревку страховки... вот. И естественно, тот, который был внизу, он сорвался и улетел... вот и... тот остался жив, вернулся в город, и... ну, спокойно стал жить, вот... А легенда состоит в том, что теперь этот... э... Черный Альпинист, он... То есть его потом не нашли... тело вот... И он теперь ходит будто бы по... палаткам, вот... и, в общем, открывает входы, и... ищет того человека, и, если... ну, как известно, в памирках, палатках горных, у них два входа, вот... И два выхода, значит... Вот, две дыры... Один сзади, другой спереди... И вот... он заглянет в одну... Если он заглядывает в ту, значит в ту... В тот тубус, где лежат ноги, он будет вытаскивать всех и смотреть лица, вот...
С.: То есть как, то есть просто берет, вытаскивает?
И.: Да, да, да, вот... Причем люди при этом не просыпаются. И говорят, что действительно были случаи, когда вот в горах люди просыпались вне палатки... то есть один-два человека просыпались вне палатки... вот... совершенно невредимы, ну просто они не внутри палатки были... вот... То есть вот такие вот интересные штуки... вроде бы ничего особенного... С.: Я слышал, что там все это было из-за какой-то девушки?
И.: Вот этого я даже не знаю...
С.: Еще там что-то про какие-то кровавые следы?
И.: Тут я не знаю, но может быть там тоже что-то с этим связанное... вот. В общем-то тут еще что, говорят, что он... добрым людям помогает, короче, злым - наоборот, вроде бы, судья... вот...
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 9 октября 1996 г.
Информатор: Егоров Олег Вячеславович.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1978.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
2.
Ну просто одна из групп шла в поход, вот. Обычно называют район Памира, вот, и... в этой... в одной из групп просто нача... Ну как, группа устала, стали срываться друг на друга, стали раздоры, склоки... Вот это, в принципе, обыч... обычное явление... в неподготовленных группах. И вот... э... группа погибла.
С.: Вся?
И.: Да! По легенде, это что мне рассказали, что вся группа погибла и тот, кто... тот человек, который больше всего боролся, чтоб спасти группу, вот... ну... Как бы он погиб, но не совсем. Вот остался его дух, его осталась душа, которая вот ходит и пытается сберечь все группы, то есть продолжает то дело, которое не выполнила, которое...
С.: То есть, а вот там, конкретно, почему именно он остался?
И.: Ну вот, по легенде, именно то, что группа подрязгла, стала разбираться между собой, стали думать больше о себе или о мелких таких обидах... А этот человек считал... был выше обид. Он считал, что это нормально, что зря мы злимся, зря мы обижаемся, вот, и именно по этому... То есть получается так, что каждый и после смерти стал заниматься тем же самым. То есть те, кто... э... как сказать, замкнулись на себя, замкнулись на своих обидах, все в том, что ему плохо, то есть вот эгоизмом, Они так и остались вот такими. Они остались и такими погибли. А этот альпинист, этот парень, значит, он больше беспокоился об окр... об других в группе, о всей группе... а.... пытался спасти всех, вот. И так, как он погиб, он так просто продолжал ходить по.... горам, искать, находить группы, где что-то неприятное и пытался их спасти: показывал дорогу, пытался вывести и ....
Место записи: Ульяновск.
Время записи: 18 октября 1996 г.
Информатор: Житков Андрей Владимирович.
Место рождения: г.Уржум, Кировской обл.
Год рождения 1966.
служащий, высш.техн.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
3.
Два друга в Альпах... Они шли вместе... Очень долго дружили до этого, потом появилась девушка, в которую они оба влюбились одновременно. Однажды, в одном из походов, один друг сорвался и повис на страховке. Второй подумал- подумал и решил: зачем ему нужен соперник? Он перерезал веревку. И вот этот друг, он стал Черным Альпинистом. Он теперь мстит за всех безвинно обиженных, так скажем. И он всегда ищет своего обидчика. Поэтому нужно ложиться, когда ложишься в палатке, нужно ложиться головой к выходу, чтоб он подошел, посмотрел. Если он не увидит своего обидчика, он просто уйдет и ничего не сделает, а если он увидит ноги, он тебя вытащит, посмотрит уже снаружи, вот. Он помогает альпинистам, всем... Ну, в принципе, как он помогает... случаев много... сам я ничего не испытывал, не знаю... ну так, слышал.
Место записи: Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996.
Информатор: Воронин Владислав Александрович.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1976.
Рабочий, средн. спец.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
4.
С.: А про Черного Альпиниста можешь рассказать?
И.: Ну, Черный Альпинист, опять же в моём преложении, то есть в том, что я слышал, в том, что я понял - это человек... То есть два друга шли в горы, и, когда один из них попал в тяжелую ситуацию, то есть провалился в ще... в некоторую расщелину, его трудно было достать, друг его не стал его спасать, а бросил и ушел за помощью...
С.: А почему он не стал его спасать?
И.: Ну, то есть, вместо того, чтобы приложить некоторое усилие, ему оказалось проще бросить его одного там, не разбираться в ситуации, вытащить, помочь ему как-то... То есть он просто его предал, грубо говоря. Не разбираясь, он сразу собрал свои шманатки и ушел в лес, и... Он его оставил одного, живого еще, не предоставив ему никакую руку помощи. Он ушел его, а этот человек, он, когда он падал в пропасть, он потерял зрение. Ну, каким-то образом, и... С тех пор он бродит по горам, по ущельям, и ищет того человека, который его предал и бросил. Мало того, он всегда помогает людям, которые попали в трудное положение. То есть Черный Альпинист, он нек... Все-таки положительный герой, который... э... мечтает найти человека, который его предал, но никогда не бросит человека, который попал в трудную беду, трудное положение.
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996.
Информатор: Шульгин Вадим Валерьевич.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения: 1970.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
5.
Моисейчев: Он вытаскивает тебя за ноги...
Шульгин: Не, не вытаскивает, ему просто придется добираться до твоего лица, чтобы его определить.
М.: В общем, скажем про то, что много версий этой легенды есть, да?
Ш.: Ну, это естественно...
М.: Просто я слышал то, что если ты ляжешь там ногами, то тебя вытащат... тоже а... обсмотрят и найдут своего врага, как... противника...
Ш.: Понят... понятно, ну, то, что вытаскивать, нет конечно, такого не было, а вот то, что он доберется до твоего лица - это однозначно уже неприятно... Это да, это уже существовало... Факт был в том, что все-таки Черный Альпинист сводился не к тому, что ищет своего врага и так далее... Это конечно однозначно, но факт в том, что Черный Альпинист - это некоторое божество всех альпинистов и горных туристов, которое всегда а... приходит на помощь... То есть из... э... из честных людей, которые стремятся к какому-то определенному идеалу своему... Он всегда им помогает, а тех, кто предает, он их, как Баксанская Дева, вот, направляет в некоторые места. То есть, Черный Альпинист, он все-таки важнее.
Место записи:г. Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996 г.
Информатор: Моисейчев Дмитрий Евгеньевич.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1978.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
6.
Слышали ли Вы рассказы о Черном Альпинисте? Кому их обычно рассказывают, в какой ситуации? Сопровождались ли эти рассказы розыгрышами, шутками над новичками?
КЕС: Да, конечно. В горный поход люди идут, а новичкам сразу же начинают рассказывать о Черном Альпинисте, Белом Спелеологе. В зависимости от места, куда идут люди, рассказывают разные истории. Если идут на Домбай, то рассказывают легенды о "домбайских мальчиках", "белого кабана" (я не знаю содержания этих рассказов), на Эльбрусе рассказывают байку про Эльбрусскую Деву.
Одна группа идет в поход, идут два близких друга, проходя очень сложный перевал, один из них срывается, а другой его держит. Так они пребывают много времени. Один висит, другой его держит, а так как силы у того, кто держал исходят, то он, тот кто висит, просит его: "Отпусти меня!" И он отпускает его, хотя считается, что ни в коем случае горники не должны так поступать, так как это считается предательством, огромным грехом. Тот падает вниз и разбивается насмерть. И душа его превращается в этого самого Черного Альпиниста. Он уходит и ищет друга-предателя. Это и объясняет, почему люди спят в горах лицом к выходу палатки. Потому что все остальные туристы говорят как бы, что мы не такие горники, на самом деле никогда не бросим друга в беде. И этот Черный Альпинист ночью руками их осматривает, нет ли среди них этого предателя, чтоб вытащить и сбросить его в пропасть. Если же лежишь ногами к выходу, то он может тебя выволочь наружу. Я в это не верю. Мне рассказывали о встречах с Черным Альпинистом. Я не знаю, насколько это правда. Говорят, что даже не столько встречались, а видели тени какие-то.
ЛАН: Мне рассказывал сам Травкин о такой встрече. Так получилось, что им ночью пришлось спускаться по стенке примерно 10 метров. Ночью это делать достаточно сложно. Произошло так, что он сорвался, и уже должен был лететь вниз, но почувствовал под ногой какую-то мягкую опору, и таким образом спасся. Когда утром он пошел снова посмотреть на эту стенку, никакого выступа там не было. И как он там ночью оказался - неизвестно.
ЕАА: У меня немножко другой вариант "Черного Альпиниста". Эту легенду рассказывают при посвящении в туристы-горники. Посвящаемые сидят полукругом около костра, напротив посвятителей. Дело происходит при появлении Луны, в ясную ночь в конце похода. Но чаще посвящение в горники происходит ночью на "точке". Под зловещие переборы гитары или в полной тишине начинают рассказывать о Черном Альпинисте.
Когда-то жили на свете два самых лучших друга. Это были молодые парни, связанные не только общим интересом - горами, но и общими мыслями, общим мировоззрением. Казалось ничего не было на свете сильнее их дружбы. Но однажды они встретили девушку, девушку, которой не было прекрасней. Теперь стали они неразлучны уже втроем. Девушка была им другом, у нее тоже была страсть к горам. У каждого из друзей зародилось чувство, которое они долго игнорировали. Они скрывали его друг от друга, иногда совершая поступки, не требующие объяснения, и все было понятно без слов. Девушка тоже понимала, и хотя она испытывала чувства к каждому из них, она не могла выбрать одного, чтобы не разрушать их дружбу.
Но вот они берут сложнейшую вершину по еще никем не пройденному маршруту. Случилась ситуация, когда один из парней при срыве повис только на страховке второго парня. Девушка ничего не видела, и у второго парня возникла страшная мысль - если он сорвется и его больше не будет, то девушка будет только его. И он перерезал веревку. Взгляды их встретились последний раз, и один из друзей летит в пропасть.
Все так и получилось. Девушка, после пережитого горя, стала его женой, вот только парень, который упал, остался жив. Он долго мучился, не мог поверить, что так поступил его лучший друг. И от такой огромной обиды он почернел. Он долго не хотел никого видеть, и как-то само собой получилось, что он остался в горах.
После некоторого времени он стал искать ту девушку, ради которой стоило жить. Ночью он подходил к палаткам альпинистов и искал среди девушек свою, и так происходит до сих пор.
Поэтому у альпинистов есть свой обычай ложиться головой к выходу, чтобы Черный Альпинист сразу мог увидеть, кто здесь спит и уйти, не причинив никому зла. А если кто лег ногами к выходу, то он вытаскивает всех за ноги, а это не очень приятно, даже очень страшно.
Альпинисты оставляют своему Черному брату разные мелочи, чтобы хоть как-то облегчить ему существование.
<…> Некоторые говорят, что история о Черном Альпинисте реальна, и произошло это в 1987 году, этот человек жив, но его никто не видел.
г. Ульяновск, 7-8 июня 2000 года
ЛАН - Левичев Александр Николаевич, 1981 г.р., студент
КЕС - Касимова Елена Сергеевна, 1982 г.р., студентка
ЕАА - Ерохин Александр Александрович, 1982 г.р., образование среднее.
Собиратель: Антипова Анна Владимировна
7.
С.: Что Вам известно о происхождении Черного Альпиниста?
И.: Это очень интересная история. Началась она с того, что два брата полюбили одну девушку. и она не могла никак выбрать кого-то из них, и сказала, чтобы те нашли горный цветок. И кто первый принесет на, то за того она и выйдет замуж. Ну, два брата пошли в горы, долго ходили, искали этот цветок, никак не могли найти. Один из братьев увидел этот цветок. но не сказал другому. И... когда... и сказал, чтобы надо возвращаться домой, и... шли по хребту. А по правилам... горным, что когда один человек срывается и кричит "Срыв!", другой должен прыгнуть на другую сторону . Э-э, вот этот брат - брат, который увидел этот цветок. заметил также выступ на скале, спрыгнул на этот выступ и закричал: "Срыв!" Его брат прыгнул на другую сторону, а тот перерезал веревку, и... С тех пор существует... э-э... поверье, что тот брат. который на самом деле упал, ходит по горам и ищет своего брата.
С.: Почему туристы ложатся спать головой к выходу?
И.: Потому что существует поверье, что Черный Альпинист заглядывает в палатки и... и тех, кто спит к-к выходу ногами, он их вынимает на улицу, чтоб посмотреть, кто это. И... человек замерзает на улице.
? Рассказывали ли тебе, Дима о встречах с Черным Альпинистом? О случаях, когда он помогает или мешает туристам? Насколько серьезно Вы воспринимаете эти рассказы? Насколько серьезно их воспринимают Ваши друзья и знакомые?
Д.: Просто рассказывались мне и всем тоже вот эти легенды, но не знаю, как помощь Черного Альпиниста, в это может я не верю, но рассказывали, действительно, те люди, которые были действительно в серьезных походах, когда было очень сложно, и какая-то сила все-таки помогала. Например, парень был очень настойчив, не послушал руководителя, там основную группу, сказал. что здесь короче идти, и так получилось, что он незаметно там пошел, где короче и попал в такую ситуацию, что с одной стороны скала, с которой он спустился, но подняться с рюкзаком не смог, а пришлось перепрыгивать через горную речку, он кричал, звал, чтоб ему сначала помогли, а товарищи уже ушли, не заметили, что он отошел, он хотел, вернее, он знал, был уверен, что он сейчас не перепрыгнет через эту речку, что потом придется выбираться, и возможно с травмами. Ну, прыгнул он все-таки, нашел в себе силы, и говорил, что такое ощущение, что сзади его кто-то подтолкнул, и все-таки, с ним было все хорошо.
? Почему туристы ложатся спать головой к выходу?
Д.: Ну, тут тоже легенда о Черном Альпинисте, что когда-то два друга пошли в поход и с ними пошла девушка. Оба были влюблены в эту девушку. И однажды один товарищ сорвался со скалы, и его друг не помог ему, хотя знал, что этого человека можно было спасти, но чтобы его девушка полюбила, и остаться без соперника, он ему не помог, даже помог, по-моему, влететь в эту пропасть. И легенда гласит о том, что этот друг, который разбился, сейчас ходит по горам, залазит в палатки и смотрит на лица туристов, ищет своего друга, который все-таки сделал ему такую заподлянку. И головой к выходу спать для того, чтобы тебя этот Черный Альпинист не вытащил за ноги и не выкинул в пропасть.
Павел Десятов, 1976 г.р., русский, обр. ср. спец., стаж 10 лет, клуб "Бумеранг". Походы: водн., пеший, лыжн., горн.
Собиратель: Седова Оксана Евгеньевна
9.
(Слышали ли Вы рассказы о Черном Альпинисте? Кому их обычно рас-сказывают?)
Да слышала... Но... что вот только пересказать я наверно не смогу. Детям на ночь в палатке... Ну, дети любят страшные истории вообще, особенно на ночь.
(Сопровождались ли рассказы шутками над новичками?)
Нет... нет.
(Рассказывали ли о встречах с Черным Альпинистом?)
Конкретно сами люди - нет, только истории... Ну они, скорее, тоже услы-шанные, а не конкретные... Ну, пересказывали эту банальную историю про Черного Альпиниста... Ну, типа там... двое чуваков любили одну де-вушку, пошли они в горы, один там куда-то сорвался в пропасть, а другой ему не помог, вот... Тот, значит, упал... вот, ну этот на ней женился и по-том... Правда, они, значит, вместе ходили в походы, они постоянно ви-дели вот Черного Альпиниста, вот, как будто это был вот этот вот вто-рой... Че-то там страшное-страшное... А, ну что, в общем его встреча предвещает какое-то несчастье... А про Белого Альпиниста, по-моему, наоборот... А про Бе... Ну да, есть Черный и Белый... А Белый, по-моему, наоборот... может там дорогу указать там... Вот так вот... Не знаю, от-куда Белый появился...
запись 4.11.1998г. в Ульяновске
Разбойникова Екатерина Всеволодовна
1973 г.р., м.р.: г.Ульяновск
обр.: среднее
собиратель: Иванцов Владимир
10.
Я не помню... я не люблю... Вова, я тебе, так скажем, аннотацию могу ска-зать: это вечная история о любви и ненависти. Пошли в поход трое, один не вернулся, потому что там парень-парень-девушка, один был влюблен в девушку, второй тоже был влюблен, и этот вот, который один был влюб-лен, который был нехорошим, он скинул этого парня, там... Перегрыз, там, чуть-чуть карабин, веревку перегрыз, то есть это в зависимости от мастерства рассказчика, меня это совершенно просто не греет... И, как правило, этот альпинист, он и стал Черным Альпинистом и начал... А, там два варианта, либо помогает, там, заблудшим туристам, либо, там , значит, вредить врагам, там, либо там эту девушку искать, там, что-ни-будь в палатке мог... То есть, вообще в горном есть такая вещь, что... По-чему нужно спать головами к выходу?... Вот, спрашивает этот (нрзб) "Ну, там, это, вот, ну, не знаю там" - говорит. "Потому что ночью может прийти Черный Альпинист, он будет искать свою девушку, если тут ее нет".... Ну то есть он вытаскивает человека, там, и, как правило, вообще новички в первом походе спят в спальниках, спят в спальниках, а спаль-ник очень мило можно вытащить и положить куда-нибудь на солнышко... Прямо вот так и бывает: человек крепко спит, его вытаскивают и кладут, там: "Приходил Черный Альпинист, ничего не знаю"... Вот, на самом деле головой к выходу нужно спать из-за того, что в случае, если (нрзб) какие-нибудь опасности - выскочить.
(Кому и в каких случаях рассказываются рассказы о Черном Альпи-нисте?)
Ну, как правило, вообще всем тем, кто находится в походе, вечером у костра... Если это находится... Ну, когда все спето и выпито, и вообще... Ты знаешь, и среди старичков, и среди новичков... То есть, если среди но-вичков, то это, вот, как бы то, что рассказывали уже , если среди старич-ков, тут же какие-то вот новые варианты... новые инварианты, можно сказать... Не, ну вообще рассказываются такие вещи рассказываются в бытовой ситуации, вот, в туристической... Таким образом, что кажется и воспринимается так, что человек, который их рассказывал, он и есть тот, кто встречал, он это знал, то есть как? Рассказывается всегда от лица очевидца, то есть всегда говорится: "Вот, я знал человека, который...Я, вот, сам слышал..." То есть это вообще такой достоверный случай...как считается. Не, ну там вечные случаи все время, конечно, рассказывают про Черного Альпиниста, что вот там, лез лез турист, вдруг... Ну, кото-рый по скалам лазит, скалолаз... Лезет, лезет, смотрит: ему там, бедному, не за что зацепиться. Он: "А! А! А!" уже там сейчас упадет, вдруг там рука ему сверху, там поднимает. Он, там, отряхивается, стоит, там: "Спасибо, друг!"... Там никого нет! Люди все: "А-а!" после этого... То есть вот такое вот там обычно всегда встречается.
3.11.98
Ульяновск
инф.: Четверкин Александр Александрович
1971г.р., обр.: среднее
собиратель: Иванцов Вл.
11.
С: А расскажите что-нибудь о Черном Альпинисте?
И: А я не помню... Нет, честное слово, не помню. Просто мне рассказывали эту историю в разных вариантах. Ну... я уже забыла, что к чему. Я точно помню, во-первых, что было два друга. Шли они в гору, на какую-то вершину. И причем шли вдвоем, просто вот. И как-то получилось, что один из них сорвался, а второй поймал его в последний момент и рукой держит. А вот дальше я как раз и не помню. То ли он его специально отпустил... Нет... Вот он его держит... И по-моему, как-то там случилось, то ли он специально его отпустил... Нет, че-то там, правда, про девушку было. Ну, в конце концов, этот разбившийся, он превратился в Черного Альпиниста. И он ходит по горам, по палаткам и ищет своего этого друга, чтобы ему отомстить, поэтому нужно в палатке спать (ведь в горах спят в палатках головой к выходу. Папа вам сейчас объяснит, почему это так, если объективно смотреть, потому что если пойдет лавина, чтобы выскочить скорей). А вот это объясняет, то что спят головой к выходу специально, чтобы Черный Альпинист заглянул, посмотрел на лица, убедился, что это не его друг, и ушел спокойно. Ушел дальше искать, потому что, если будешь спать ногами, он может перепутать и он тебя убьет. Он отомстит, то есть он ходит, ищет друга чтобы отомстить. Это мне рассказывала Ленка на Урале 4 года назад.
18.02.99г.
г.Ульяновск.
инф.: Юкин Александр Геннадьевич.
1955г.р., местн., высш.техн обр.
Собиратель: Ферапонтов И.Е., Шагаева Н.Е.
12.
(Тут в разговор вмешался маленький мальчик лет восьми, который сидя на кухне, с огромным интересом слушал все, о чем говорилось).
И: Нет, ты не все правильно говоришь. Тот, который держал друга за руку, сказал: "Я тебя вытащу, и, типа, ты оставишь ее в покое..." Короче, сначала. Они были очень хорошими друзьями и любили одну женщину. И не знали, как поделить ее. А она никак к ним не относилась. Но один сорвался, тот его за веревку поймал и говорит, который держал: "Давай, если ты оставишь ее мне, то я тебя вытяну, если не оставишь, я тебя сброшу." Ну, он отказал. Он сказал: "Нет, типа, я ее люблю." И он его сбросил. А теперь он превратился в Черного Альпиниста. И ходит по горам, ищет своего этого друга, так сказать. Он хочет ему отомстить.
18.02.99г.
г.Ульяновск.
Юкин Станислав Александрович.
1986 г.р., местн., школьник.
Собиратель: Ферапонтов И.Е., Шагаева Н.Е.
13.
И.: Ой, было три человека, в общем. Одна девушка и два парня, вот. Оба парня любили эту девушку, и когда один куда-то... Ну когда подымался там, другой веревку обрезал. Тот упал, ну, выжил, короче, он.
С.: То есть он специально обрезал?
И.: Да. Он выжил там... шлялся где-то, весь оброс там, и... Он... он ходит, смотрит палатки. Короче, заходит в палатки, смотрит, вот. Может даже убить, если... И там, короче, такая легенда бы... что в палатке спать головой к выходу, вот. Потому что он может вытащить и убить. Он все ищет этого парня.
С.: А почему он может вытащить, убить даже не того?
И.: Даже может не того, а почему - не знаю. А девушка эта... Ну, она подумала, что он сорвался и с этим парнем ушла там, который жил... ну, который убил его. Не убил, вернее, а... сбросил.
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996 г.
Информатор: Десятов Павел Владимирович.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1976.
Рабочий, средн. спец.
Собиратель: Ферапонтов И.Е.
14.
И.: Черный Альпинист - это человек, которого постигло несчастье. Ну, история донесла до нас... Что-то в горах случилось, да, и кто-то был виновен в его смерти, вот. Теперь дух этого Черного Альпиниста ходит в горах. Значит... э... подходит к группам, к палатке, а горники спят головой вперед к выходу головой, да, ложатся, чтоб Альпинист, подойдя к палатке, мог открыть полог и посмотреть на лицо тех людей, которые, ну, в этой палатке ночуют.
С.: А зачем он это делает?
И.: Ищет того человека, который был повинен в его смерти или в том несчастном случае. Если он его найдет, то, возможно, накажет или как-то там...
<…>
И.: А еще слушайте, а вот про Черного Альпиниста говорят, что он не всех же наказывает, что он людям помогает. Что были такие случаи, что а... Ну, люди вставали где-то на ночлег, и... вечером... Нет, нет, ночью они спят и вдруг слышат шорох и шаги. Они выходят из палатки, начинают смотреть. И в это время обвал, и то есть, в том месте, где стояла палатка... Ну, например, там лавина или разрушается, а люди остаются живы. То есть они вышли... То есть Черный Альпинист им помог. Да, он их вывел оттуда, ну то есть он их предупредил об опасности. Ну, то есть, он помогает в горах, потому что в горах вообще помощь... нужна... Взаимопомощь вообще... Были такие случаи.
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996 года.
Информатор: Шульгина Марина Ивановна.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1967.
Служащая, высш. техн.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
15.
И.: Легенда из области того, насколько можно смешивать личную жизнь и еще что-то, в том числе и горы. Была такая легенда. Шла основная группа, хорошая группа, схоженная. В ней были два друга. Шли они в одной связке, друзья были хорошие, давно дружили. Ну вот...
С.: Давай ты сядешь.
И.: Давай попробуем... Ну так вот, как-то приключилась следующая история... э... Достаточно сложный перевал, шли в связке. Один сорвался. Друг его держит, а сам... как говорится... ну, держать на перевале штука иногда сложная: можно и вдвоем улететь, можно и вытащить. Может быть бы и вытащил, да он... Получилось так, что любили они одну девушку. Кого она предпочитала - сложно сказать... И друг решил, скажем так, не рисковать сам, и плюс... Обрубил веревку. Вот с тех пор, говорят, ходит по горам призрак того альпиниста, упавшего со скалы вследствие обрубленной веревки, ищет своего друга. Кого найдет, кого не найдет, кому помогает, кому мешает... По-разному бывает... Кто-то считает, что встретить его... На самом деле говоря, разные группы по-разному. Некоторым помогает, некоторым мешает, так же, как и сами горы.
Место записи: Ульяновск.
Время записи: 19 октября 1996.
Информатор: Моисеенко Александр Игоревич.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1967.
Служащий, высш. техн.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
16.
И.: Ну вот как мне рассказывали, когда-то вот давно, то, что два парня влюбились в одну девушку... вот... Пошли в горы в поход и... В общем-то один по этому поводу, когда страховал его, в общем... как-то... там... сейчас... то ли перерезал, то ли перетер веревку просто-напросто, и просто тот погиб. В общем-то он... приходил... Он приходил потом как бы призраком ко всем... другим... туристам, открывал палатки, ну то есть, что вот как раз обычай, то, что головой ко входу они ложатся, и искал того, своего друга, который, в общем, так сказать, предал его.
Двое альпинистов совершали восхождение на вершину Ушба, расположенную на Кавказе. Она известна своей красотой, отвесными стенами и сложными маршрутами. Восходители шли в связке, то есть были связаны одной веревкой. Первый из них сорвался и повис над пропастью благодаря тому, что второй альпинист успел зацепиться. Однако, сил, чтобы удержаться, у второго оставалось мало. Следовательно, через некоторое время они оба должны были погибнуть. Тогда тот, что зацепился, обрезал веревку. Первый альпинист улетел в пропасть... А второй - спустился вниз. Теперь дух погибшего альпиниста скитается по горам, входя в контакт с людьми, попавшими в критическую ситуацию, иногда помогая, иногда мешая им. Так, однозначной характеристике "личность" черного альпиниста не поддается. Существует множество других легенд, но эта - самая известная. По ее мотивам сложена песня:
Песня про черного альпиниста Автор не известен
Альпинисты на площадке, продолжая трудный путь,
Собрались в своей палатке перед траверсом уснуть.
Где-то камень прокатился, не шумит опять ничто,
Тихо вечер опустился на Ушбинское плато.
Теплый ветер дунул с юга, тишина на леднике.
Вдруг услышали два друга стук шагов невдалеке.
Ближе, ближе, вот уж рядом, замер мерный звук шагов.
У обоих страх во взглядах, леденеет в жилах кровь.
Слух и зренье насторожив, не спускают с входа глаз.
Человека быть не может в этом месте, в этот час.
Наконец один решает посмотреть, кто там стоит.
И от страха замирая, открывает и глядит.
Нет, такого, уверяю, не увидишь и во сне.
Черный труп стоит, качаясь, зубы блещут при луне.
Где был нос- темнеет яма. На большие рюкзаки,
Не мигая, смотрят прямо глаз ввалившихся зрачки.
Плечи черная штормовка накрывает. Чуть живой,
Альпинист привстал немножко, говорит: "Ты кто такой?"
Звук глухой в ответ раздался, то ли клекот, то ли свист:
"По иному раньше звался- ныне черный альпинист.
Я погиб на Ушбе грозной, треснул верный ледоруб.
От ветров, пурги морозной почернел и высох труп.
Долго звал на помощь друга, но ушли мои друзья.
В этот день ревела вьюга и замерз под снегом я.
Вот уже четыре года в ледяном своем гробу.
Клятву дал: людскому роду мстить за страшную судьбу".
Замолчал мертвец ужасный, жутко глянул на двоих,
Вдруг раздался шум неясный, зашумел, опять затих.
Налетела злая вьюга, вмиг палатку сорвало-
Видно им придется лихо, потемнело как назло.
Свет нигде не пробивался, лишь неясен, дик и глух
Страшный хохот раздавался из прогнивших черных губ.
Буря долго бушевала, ждали, ждали- нет ребят.
Через снежные завалы вверх выходит спасотряд.
Возле сорванной палатки найден был один из двух,
Вниз ледник тянулся гладкий, аж захватывало дух.
Ушбы грозные вершины нависали позади.
Прямо вверх, на седловину, по стене вели следы. turizm.lib.ru
«Поиски виноватого»
В этом варианте легенды говорится, что чёрный альпинист — это один из двух альпинистов, когда-то отправившихся на парное восхождение. Иногда подчёркивается, что двое альпинистов имели какой-то предмет раздора, например, были влюблены в одну и ту же девушку. При восхождении один из пары сорвался, другой же, связанный с партнёром страховочной верёвкой, то ли опасаясь за свою жизнь, то ли вспомнив о раздоре, не стал вытаскивать его, а просто перерезал верёвку. Иногда уточняется, что тело погибшего не было найдено.
Погибший и стал тем самым чёрным альпинистом. Рассказывают, что он бродит по горам, пытаясь найти того, по чьей вине погиб. Ночью он заглядывает в палатки к спящим альпинистам, смотрит на их лица и уходит. Подчёркивается, что застать его за этим невозможно — он подходит только тогда, когда все крепко спят. Если чёрный альпинист, заглянув в палатку, увидит вместо лица альпиниста его ноги, он может вытащить спящего за ноги из палатки, чтобы посмотреть на его лицо. Рассказчики могут ссылаться на якобы реальные случаи, когда улёгшийся спать в палатке ногами к выходу просыпался снаружи.
В этом варианте легенды говорится обычно, что встреча с чёрным альпинистом — предвестник несчастья или неудачи.
«Оберегатель»
Второй вариант легенды описывает группу альпинистов, в которой сложились плохие отношения между участниками. Группа попала в нештатную ситуацию, заблудилась (подробности могут рассказываться по-разному), и люди стали пропадать и гибнуть один за другим. В группе был только один человек, который до последнего сохранял присутствие духа, пытался сплотить группу и спасти оставшихся в живых. В конце концов и он погиб, но после смерти остался в горах, чтобы присматривать за альпинистами и помогать им.
В этой версии встреча с чёрным альпинистом, сама по себе, ничем плохим не угрожает, более того, чёрный альпинист может помочь. Однако встреча с ним может быть признаком того, что есть какая-то напряжённость в отношениях между альпинистами.
Однажды группа альпинистов, состоящая из трёх человек, решила взять небольшую «горку». Уже развернули своё снаряжение, почти подняли рюкзаки на плечи, как видят, идёт к ним на встречу человек. В горах принято приветствовать всех незнакомцев и немного поболтать. Так и поступили альпинисты. И вот перед ними предстал «men in black». Чёрная штормовка, штаны, черный рюкзак, черный ледоруб, чёрные карабины и жумары, даже верёвка чёрная (не знаю как насчёт нижнего белья и носков). Немного поговорив, оказалось, что черный альпинист тоже идёт на эту гору, и очень был бы не против присоединиться к ним. Для группы это было то что надо, так как идти по две двойки намного удобнее, нежели чем в тройке. Так они и поделились по парам. И чёрному альпинисту достался полный «чайник». Карабины не замуфтовывал, страховал нехотя, крюки вбивал кое-как. И (конечно же) в один прекрасный момент сорвался, крючья не выдержали, и связка ринулась вниз. Вторая двойка поспешно спустилась вниз, но тут они нашли только труп своего товарища, а тела чёрного альпиниста не было, только было видно, что кто-то перерезал верёвку ножом, вот и весь след….. Неделя поисков черного альпиниста ни к чему не привела, и отставшие двое вернулись домой….
После этого случая стали происходить странные вещи в горах. У многих альпинистов неожиданно пропадали крючья, карабины, или вдруг перерезалась верёвка и многое другое….. Говорят, что чёрный альпинист вредит только тем, кто не бережно относиться к страховке и снаряжению, а те, кто лишний раз «побережется», перестрахуется, того он не тронет.
tankb.by.ru
Джантуганский мальчик
Источник: А.М.Гусев. "От Эльбруса до Антарктиды" М.
Сов.Россия. 1972 г. (нарыл случайно у друга на полке. А он
когда-то попятил книжку из библиотеки военной части.)
Справка. Александр Гусев - один из видных представителей
первого поколения советских альпинистов. Первый горный
поход - 1928 г. В 1934г., во время зимовки на
метеорологической станции "Кругозор", совершил (в двойке с
другим будушим "классиком"Виктором Корзуном) первое зимнее
восхождение на Эльбрус. Ходил так же с такими "легендами"
того времени, как Николай Гусак и Фердинанд Кропф. Воевал
на Кавказе. Руководил группой, снимавшей немецкие флаги с
Эльбруса. Итак: " Мы работали вместе с Глуховским в лагере
альпинистов Адыл-Су. В промежуток между двумя сменами,
когда инструкторы свободны от занятий с новичками, мы
собрались на тренировочное восхождение на вершины Баш-Кара
и Гадыл... Уже вечерело, когда мы вышли на перевал
(Джан-Туган-.) и располдожились на ночь... Саша заснул.
(Спят они, между прочим, без палатки, просто в спальных
мешках, на осыпи). Спал он неспокойно, бредил и будил этим
меня. Заснул я крепко только под утро, но вдруг услышал
громкий голос Саши: "Стой, стой, куда ты? - кричал он во
сне кому-то и потом, уже обращаясь ко мне, тревожно
повторял:- Саша, ты видел, видел?" Я повернулся в его
сторону...
Оказалось, что ему приснился сон, перешедший, как ему казалось, в явь. Будто спим мы с ним вот здесь, на Джан-Туганском перевале, и на рассвете, слышит он, что сзади кто-то идет по осыпи. Посмотрел - стоит оборванный, весь в ссадинах, обросший бородой маленьки человечек. На вопрос, кто он, человечек ответил, что альпинист, когда-то отбился от группы, попал в трещину. Вот и бродит он теперь, одичавший, средь ледового лабиринта и выбирается на поверхность ночью, чтобы раздобыть у покинутых альпинистами лагерей остатки пищи. Вернуться к людям он почему-то не может. При попытке Саши позвать его к себе он убежал и скрылся...
Много лет спустя мы опять оказались с Сашей в одном из
альпинистских лагерей. Вечером пошли к костру послушать
рассказы альпинистов, песни, рожденные в горах. Кто-то из
новичков попросил рассказать молодого инструктора "Легенду
о Джан-Туганском человеке". Мы заинтересовались... Рассказ
шел о двух альпинистах, встретивших на Джан-Тугане
необыкновенное существо. Чем дальше мы слушали рассказ, тем
больше узнавали в неизвестных альпинистах себя. Видимо,
рассказанный нами в лагере, после восхождения, случай со
сном Саши распространился по ущельям, лагерям, потерял
своих авторов, обрел множество новых, небывалых
подробностей и превратился в альпинистскую легенду."
m.ru/forum
Сюжет там примерно такой: При переходе через Джантуганское
плато группа туристов потеряла в тумане товарища. У того с
перепугу стропила деформировались и спуститься к людям он
поэтому не смог. Остался жить на плато. Под вредоносным
воздействием в\г зоны мутировал. Мстил всей туристско -
альпинистской общественности, "наезжая" на группы,
попадающие в окрестности г.Джантуган. Продукты тырил,
девушек пугал... Подробности зависели от фантазии
рассказчика. Мне эту историю первый раз рассказал отец,
ездивший в тот район инструктором с 50 г. Он говорит, что
первый раз про Джантуганского мальчика заговорили в 55 - 56
гг. Адыл - су тогда было диким, дороги не было, а
Джантуганское плато казалось далеким и таинственным, как
ледопад Кхумбу, что способствовало мифотворчеству. Батя
считает, что толчком к созданию мифа был реальный,
известный ему случай, когда чувак действительно отбился от
группы в тумане на плато. Напугать ему удалось, правда,
только другую группу, ставшую на ночевку на плато, на
палатку которой тот наткнулся несколько часов спустя.
Случай имел резонанс на ущельском уровне... Так ли это -
никто уже не знает.
m.ru/forum
Эльбрусская дева
Когда то один из горцев, во время войны на Кавказе, спасаясь от врагов зашел к своей девушке. Но девушка, понимая, что его обнаружат предложила ему спасаться в горах. Парень ушел, но так и не вернулся. Влюбленная девушка пошла его искать, но горы забрали и ее жизнь. По легенде она теперь заманивает альпинистов своим пением к ущелью и скидывает в него.
На самом деле в «Поющем ущелье» висят огромные сосули. Они образуют что-то похожее на трубы. Когда ветер дует определенным образом, кажется будто кто-то поет. Над ущельем образуется карниз из наросшего снега, как козыреку кепки. По нему человек может пройти не более 10 метров, не замечая, что он идет по наросшему над ущельем снегу. Если пройти больше, то козырек обваливается и человек падает вниз.
o-k.ru
Однажды в ауле Урусбиево, расположенном в Баксанском ущелье, появилась группа иноземных альпинистов. Местные жители в это время воевали с враждебным кланом, и поэтому все мужчины ушли в поход. Иноземцы уже отчаялись найти проводника, но тут им повезло: с гор спустился юноша и согласился их сопровождать. Когда они поднялись до середины горы, началась пурга. Решили было возвращаться, но юноша пошел к вершине один - и не вернулся.
Его долго искали, но так и не нашли. Тогда возлюбленная пропавшего юноши решила сама отправиться на поиски. Она поднялась на вершину Минги-Тау, как называют Эльбрус балкарцы, и обнаружила тело любимого в глубокой ледниковой трещине. С тех пор ее дух или призрак блуждает в горах, хотя о том, когда и как она умерла, легенда умалчивает. Впрочем, из достаточно достоверных источников явствовало, что в горах Кавказа дают о себе знать и другие привидения. Так, зимовавший в Приюте Одиннадцати альпинист рассказывал, что однажды всю ночь отчетливо слышал немецкую речь и топот сапог на нижних этажах, да еще кто-то наигрывал на губной гармошке. Позже он уточнил, что в 1942 году в Приюте хозяйничали горные егеря из немецкой дивизии "Эдельвейс".
extremegroup.ru
Во время битвы за Кавказ на склонах Эльбруса погиб, провалившись в ледовую трещину, офицер из "Эдельвейс". Бежал от советских бойцов, значить. Его girlfriend, служившая в том же подразделении, скажем, медсестрой, обиделась на весь мир, а на советских альпинистов - особенно. И осталась на Кавказе с целью отомстить. Чем и занималась в послевоенные годы. Технология актов мести была проста - обнажившись и распустив белокурые волосы эта фурия становилась на снежный мостик над трещиной и ,призывно жестикулируя, заманывала наивных восходителей в ловушку. Гибли связками. Где она жила все это время и чем поддерживала метаболизм организма - неизвестно. В 70 -80гг., уже под именем Алибекской девы,зверствовала в Домбае, но мстила уже за погибшего студента - альпиниста из секции МВТУ, оставленного замерзать в трещине плохими парнями.
m.ru/forum
Легенда говорит о том, что поехали молодожёны в своё свадебное путешествие в горы, в Приэльбрусье. И молодая жена, увидев красоту гор, сошла сума и не хотела возвращаться домой. Муж долго её уговаривал, пока не сказал: «…или я или горы..». Тогда жена убила своего любимого…. Но …… началась тоска, поиски его единственного, и она сбросилась со скалы…. И теперь появляется в тумане, ищет его, а чтоб им вместе соединиться стоит над пропастью, чтоб им быть навеки вместе…….
tankb.by.ru
Альпинист-одиночка много раз делал восхождения на горные вершины. В одно из таких путешествий он заночевал в избушке у подножия ледника.
Вдруг посреди ночи в окно ударил яркий, почти белый луч света, как будто кто-то светил в окно фонариком огромной мощности. Этот луч стал шарить по избушке как - бы в поисках человека. Турист испугался.
Через некоторое время луч померк, зато кто-то стал ломиться в избушку с нечеловеческой силой. За стенами слышался страшный рев, дверь сотрясалась от громких ударов, кто-то барабанил по ней и по срубу. Турист заложил дверь ледорубом, а сам в ужасе забился под нары...
Внезапно все стихло. После страшного грохота и шума наступила звенящая тишина. Турист выбрался из-под нар и выглянул в окно, чтобы посмотреть, кто же создавал такой шум.
Его взгляду предстала удивительная картина: на склоне горы в призрачном свете мерцающих звезд стояла прелестная девушка. Ее прозрачные одежды не скрывали стройного тела и она казалась обнаженной. Длинные золотистые волосы струились по плечам. И только глаза ее были совершенно ледяными, мертвым светом глядели они на человека, и этот свет как бы проходил сквозь тело, и безжалостный, леденящий душу холод охватывал юношу. Турист заворожено смотрел на прекрасную незнакомку. Вдруг до него донесся голос - как будто тысячи хрустальных колокольчиков из хрупких льдинок нежно зазвенели вокруг. Это восхитительная чаровница звала его по имени.
Ее нежные руки манили юношу в объятия, чувственные губы посылали сладострастные поцелуи, голос умолял открыть дверь и впустить красавицу. О как заманчиво и беззащитно выглядела девушка среди суровых скал! И турист забыл про тот ужас и страх, который только что испытывал, его рука сама собой потянулась к двери, запертой ледорубом…
Утром шедшая на восхождение группа обнаружила тело этого альпиниста. Он сидел на нарах совершенно окоченевший, превращенный в ледяную статую. В руках он держал ледоруб, в глазах его навечно остался ужас, смешанный с восхищением.
Бытует поверье, что встречается в этих горах Эльбрусская дева, которая показывается только альпинистам - одиночкам. Когда кто-то понравится этой ледяной красавице, приходит она ночью к альпинисту и соблазняет его. И если он поддастся ее чарам и подпустит к себе близко, то от первого ее прикосновения превращается в ледяную статую.
Тем самым она как бы приобщает человека к себе, к своему ледяному величию, к своему небытию.
raft.autodealer.ru
Чешуйчатый волк
В диких горах Краснодарского Края, по рассказам некоторых
туристов, встречается очень непонятный и очень редкий зверь
- это чешуйчатый волк. Этот волк чуть больше обычного волка
и имеет язык с небольшими специальными чешуйками на нем.
Когда туристы ложатся спать, приходит чешуйчатый волк и
находит человека, у которого ноги немного высовываются из
палатки. Волк начинает лизать ноги, человеку во сне приято,
и он наоборот высовывает ноги, волк слизывает все мясо с
человеческой кости. Когда турист просыпается, то он может
увидеть вместо своих ног - просто кости. P.S. Прячьте ноги
под одеяло.
m.ru/forum
Сходить на Шхельду / Шхельдовые крючья
«Шхельди» на местном наречии означает «брусника», и «законный» запах этого слова – брусничный. Насчет реки и вершины Шхельды, возможно, сказал Онегин: «…Боюсь, брусничная вода мне б не наделала вреда…»
Но в туристско-альпинистском лексиконе прочно укоренилось еще одно шутливое, «знакомое, но незаконное» смысловое содержание слова «ШХЕЛЬДА», равнозначное терминам «туалет» и «сходить в туалет» (сходить «на шхельду»). Известны несколько версий происхождения этого термина.
По одной версии он произошел из-за того, что из туалета лагеря «Шхельда» вершина была хорошо видна, «как на картинке».
По другой версии одна из альпинистских групп, идущих на Шхельду, очень страдала расстройством желудка, и своеобразно «промаркировала» весь свой маршрут к вершине частыми заходами «на шхельду».
По третьей версии все группы, поворачивавшие в ущелье Шхельды, по дороге упирались в туалет альплагеря, все тропы сходились здесь. А заблудившиеся на этих тропках группы неизменно выходили опять к туалету (опять «шхельда!», опять «вляпались!»).
По четвертой версии дорожка в альплагере к туалету шла и «в сторону вершины», потому прогулку к туалету и стали шутливо называть «походом на Шхельду».
Имеются и другие версии, - почти каждая группа, проходившая мимо этого альплагеря сочиняла свое объяснение. Подтекст в шутливом ключе: выполнить действие важное, нужное и трудное, как восхождение на Шхельду…
alpklubspb.ru
Переходные образы
Повестуха была в свое время напечатана
в "Человеке и законе". Один из главных героев -
положительный, но очень несчастный альпинист с какой-то
"говорящей" фамилией. А главный нравственый конфликт там
такой: хороший альпинист замечает, что на островке
посередине бурной реки, протекающей через город, где он
прописан, сидит неизвестно как туда попавшая собака. Ясно,
что самостоятельно она оттуда не выберется. Сам герой
оказать ей помощь не может - у него вава с ногами: то ли в
горах сломал, то ли чешуйчатый волк облизал. Он обратился с
предложением спасти собаку к счастливому. здоровому, но
отрицальному альпинисту. Тот, естественно, грубо и
цинично,отказал. Решил герой сам спасать животное.
Поскольку река протекала по рукотворному желобу из
гранитных блоков герой решил, что ему нужны крючья для
того, чтобы спуститься вниз. А поскольку, сообщает автор,
каждый нормальный МС по альпинизму ( а герой таковым и
являлся) кует себе крючья сам, отправился герой в кузницу
их ковать. Он не успел. Собачка умерла, хотя он прорвался к
ней, набив крючьевую дорожку вниз по гранитному парапету и
перенеся жестокие мучения в холодной воде...
m.ru/forum
Про Зеленого (Синего) водника.
Жил-был Зеленый водник. И была у него девушка. И как-то
поплыли они по реке, кильнулись и девушка утонула. Но
Зеленый водник не верил в ее смерть и до сих пор ищет ее.
Он открывает палатку и ... Если человек спит головой к
входу, то он посмотрит и уйдет, а если нет, то он вытащит
его на бережок, посмотрит в лицо и там, на бережку,
оставит. Поднимется уровень воды и тю-тю ... Мальчики и
девочки! Спите в палатках головой к выходу, а не то ...
m.ru/forum
Легенда о Белой женщине.
Два парня крепко дружили, и угораздило их влюбиться в одну и ту же девушку. Когда ей предложили выбрать одного, она только плечами пожала и сказала, что недостаточно их знает. Чтобы проверить ее чувства, ребята предложили ей участвовать в походе, и она согласилась. В горах же случилось несчастье - обвалились камни, и девушка застряла в расщелине. Сама она вылезти никак не могла, способна была только звать на помощь. А парни, чтобы не портить своей дружбы, решили оставить ее на смерть и ушли, сказав всем, что она погибла под обвалом... Девушка каким-то образом все же выбралась и с того времени все ходит по горам и мстит молодым мужчинам. Жертвы же свои она якобы приносит под известной Черной Березой.
raft.autodealer.ru
Пшадские мальчики. В районах северного Кавказа где-то рядом с Тхабом и Папаем, есть небольшая река Пшада. Она знаменита своими водопадами, и запутанностью троп, очень легко там заблудиться, сами не раз блуждали, хотя туристов вокруг неё до фига. И по преданию ходят в районах этой реки пшадские мальчики. С виду они безобидные и дружелюбные, но, в своё время, заблудились и не могут найти дорогу домой….. И однажды они вышли на группу туристов и попросили их проводить до дома, а туристы над ними посмеялись….. Завели ещё глубже в районы Пшады… И так повторилось не один раз. И тогда мальчики решили, что раз они не могут попасть домой, то, по крайней мере, они смогут в здешних местах освобождать мир от «злодеев». Но надо было им научиться определить мирных, добрых людей от «злодеев». Они решили это очень просто: ночью, просовывают руку в палатку и просят поесть, если турист даёт им хоть корку хлеба, то они его не трогают, если же прогоняет, то не избежать ему смерти. Смерть пшадские мальчики каждый раз устраивали разными методами. Начиная с того, что ночью на палатку падало дерево и заканчивая утопления человека в реке.
Так что угощайте всех просящих в районе Пшады, и вы будите жить. Отступление Каждая легенда появляется по каким-либо причинам, не бывает, что взял горец и просто так её выдумал. Мы, конечно же, наслушавшись этих легенд, всегда держали в кармане сухарик, а вдруг появятся эти мальчики, а мы уже наготове:))) И вот в один прекрасный день вышли на табличку, которая говорила о том, что давно здесь была колония для несовершеннолетних преступников. И сразу же все стало ясно, откуда взялись эти мальчики, почему они не могли найти дорогу домой, и зачем они просили еду. Так что вот так...
tankb.by.ru