БОДОРКУ , ПИК   БАУМАНА , ЧАТТАУ , БОЛДОШКЕ

Западная и Восточная (4180 м) вершины небольшого узловогомассива Бодорку расположены в ГКХ между вершинами Кулак за перевалом Твибер на юге и Лычат за одноименным перевалом на за­паде.

Заснеженный Северный гребень Западной вершины за перева­лом Бодорку переходит в Северо-восточный отрог, поднимающийсянад ущельями Башиль и Гарааузсу. Севернее перевала Бодорку вотроге стоит скальная башня пика Баумана (4010 м), далее — вер­шины Чаттау (4150 м) и Болдошке (3810 м). За последней отрогрезко спускается и заканчивается у слияния рек Башиль и Гарааузсу,образующих реку Чегем.

236. Бодорку Восточная с юго-запада по кулуару и Западному гребню, 2А к/тр (В. Иванов, Б. Дубинин, А. Кулешов, А. Мостинский, О. Семенов, Е. Шестаков, В. Фарский, 12 июля 1940 г.).

237. Бодорку Западная с юго-запада по кулуару и Восточному гребню, маршрут комбинированный, 1Б к/тр (В. Меркль, Ф. Бетхольд, В. Чехел, 3 июня 1929 г., см. маршрут 236, 240).

238. Бодорку Западная по Западному гребню, маршрут комбинированный, 1Б к/тр (В. Семеновский, А. Аносов, В. Воробьев, 8 августа 1929 г., см. рис. 18, 28).

239. Бодорку Западная по Северному гребню, 1Б к/тр (В. Макаров, М. Губерман, А. Дик, Б. Диков, А. Печковский, 15 августа 1935 г., см. маршрут 240).

240. Бодорку Западная — Восточная, 2А к/тр (В. Иванов, Б. Дубинин, А. Кулешов, А. Мостинский, О. Семенов, Е. Шестаков, В. Фарский, 12 июля 1940 г.).

241. Баумана пик по Южному гребню, 2А к/тр (А. Уваров, Б. Дубинин, В. Иванов, А. Кулешов, А. Мостинский, О. Семенов, Е. Шестаков, В. Фарский, 10 июля 1940 г.).

242. Баумана пик по Северо-восточному гребню, 1Б к/тр (Л. Лазарев и др., июль 1940 г.).

243. Чаттау по Юго-западному гребню, 1Б к/тр (А. Малеинов, А. Малеинов, И. Ошер, С. Ходакевич, С. Янин, 14 августа 1934 г.).

244. Чаттау по Северо-восточному гребню, ЗА к/тр (Недоспаев и др., 22 июля 1960 г.).

245. Болдошке по Северо-восточному гребню, 1Б к/тр (М. Губерман, А. Дик, Б. Диков, 18 августа 1935 г., см. рис. 18)

236. Бодорку Восточная с юго-запада по кулуару и Западному гребню (маршрут комбинированный, 2А к/тр, рис. 18, 28).

Путь от турбазы «Чегем» (группа 4—8 человек) до перевала Тви­бер описан в маршруте 235. С перезала по осыпному, затем по за­снеженному кулуару спуститься на ледник Лычат и, свернув вправо,подойти по его правой стороне (закрытые трещины) под широкийснежный кулуар, спускающийся с седловины массива Бодорку, рас­положенной между его вершинами. На плато исходный бивак.

От турбазы «Башиль» подняться по тропе левого берега реки Ба­шиль. Пройдя каньон, по широкой зеленой террасе высоко над рекойвыйти к болотистым лугам, за ними — по полям, через небольшуюрощу — на моренные отложения и по ним подойти к языку ледйикаБашиль. Язык обойти слева и по моренам выйти на ледник. Далеепо левой стороне ровного ледника подойти к бараньим лбам у пер­вой ступени ледопада. Первую ступень ледопада обходить слева покрутым осыпям и бараньим лбам и над ней выйти на площадки вконце левобережной морены. От турбазы «Башиль» 4—5 часов.

С морены спуститься вправо на ледник и подняться по левой сто­роне его Восточной ветви, затем свернуть вправо и пересечь ее (за­крытые трещины) в направлении перевала Лычат, расположенного вГКХ между вершинами Лычат справа и Бодорку слева. С ледника,пройдя по снежному мосту бергшрунд, подняться по пологому, силь­но разорванному ледово-снежному склону на перевал Лычат. Оттурбазы «Башиль» 7—8 часов. С перевала по легким, сильно разру­шенным мокрым скалам крутого узкого кулуара спуститься на осыпии по ним на ледник Лычат. По левой стороне ледника подойти подширокий снежный кулуар, спускающийся с массива Бодорку,

С плато ледника Лычат, пройдя по снежному мосту бергшрунд,подняться по пологому широкому ледово-снежному кулуару (воз­можны лавины) на седловину массива (карниз). На седловине свер­нуть вправо, затем по крутому острому, сильно разрушенному и за­снеженному взлету (карниз, страховка) Северо-западного гребняподъем на плечо. С плеча по простому заснеженному пологому Севе­ро-западному гребню взойти на вершину Бодорку Восточная. От лед­ника Лекзыр 2—3 часа.

240. Бодорку Западная — Восточная (маршрут комбинированный, 2А к/тр, рис. 18, 28).

Путь от турбазы «Башиль» (группа 4—50 человек) до верхнегоплато Восточной ветви ледника Башиль описан в маршруте 236.По плато (закрытые трещины), обходя разорванную часть Восточной ветви справа, подойти под разорванный ледово-снежный западный склон Северного гребня массива Бодорку. С ледника сначала подни­маться по центру некрутого ледово-снежного западного склона в направлении снежного купола вершины Водорку. Затем над нижними трещинами и ледовыми сбросами вверх-влево в направлении седлови­ны Северного гребня. Обходя многочисленные трещины, подъем поледово-снежному склону на седловину Северного гребня — перевалБодорку. Путь на перевал Бодорку от турбазы «Чегем» описан в маршруте 241.

На седловине (при подъеме по леднику Башиль) свернуть вправо и двигаться по широкому пологому ледово-снежному Северномугребню (влево карнизы), скальные участки обходить по ледово-снеж­ным кулуарам справа. Пройдя по снежному мосту ледовую трещину,по крутому ледово-снежному склону взойти на ледовый купол верши­ны Бодорку Западная. От перевала Бодорку 1,5—2 часа.

С Западной вершины по пологому легкому, местами острому,сильно разрушенному и заснеженному скальному Юго-восточному гребню спуск на седловину (карниз). С седловины по крутому остро­му, сильно разрушенному и заснеженному взлету (карнизы, страхов­ка) Северо-западного гребня подъем на плечо. С плеча по простомузаснеженному пологому Северо-западному гребню взойти на вершинуБодорку Восточная. От Западной вершины 3—4 часа.

241. Баумана пик по Южному гребню (маршрут комбинированный, 2А к/гр, рис. 18, 28).

Путь от турбазы «Чегем» (группа 4—8 человек) до Северо-запад­ной ветви ледника Кулак описан в маршруте 233. Не доходя до Се­веро-западной ветви, свернуть вправо и выйти с ледника на крутуюправобережную морену. По морене обойти справа первую ступень ле­допада Северо-западной ветви ледника. За ледопадом выйти на Се­веро-западную ветвь и по ее правой стороне подойти под вторую,наиболее мощную, ступень ледопада. Вторую ступень обходить спра­ва, сначала поднимаясь по крутому узкому, сильно разрушенному35—40-метровому кулуару, затем траверсом над ледопадом по глад­ким скалам. Далее по бараньим лбам выйти на верхнее плато Северо­западной ветви ледника Кулак выше второй ступени.

Отсюда пересечь верхнее плато вверх-влево и подойти под самуюнизкую седловину отрога — перевал Бодорку. С плато, преодолевбергшрунд по снежному мосту, подняться по крутому ледово-снеж­ному склону широкого кулуара (лавины, страховка) через снежныйкарниз на седловину перевала Бодорку. От турбазы «Чегем» 10—12 часов. Путь до перевала Бодорку от турбазы «Башиль» описан вмаршруте 240.

На перевале (при подъеме от турбазы «Чегем») свернуть вправои по легким разрушенным скалам взлета выйти на горизонтальный гребень. По длинному широкому, местами узкому горизонтальномугребню отрога подойти под скальную вершинную башню пика Бау­мана, Башню обходить траверсом с постепенным подъемом по крутым легким и простым разрушенным скалам и полкам правой стороны довыхода на вершинный Северо-восточный гребень («живые» камни,страховка). Здесь свернуть влево и по простому острому (страховка) Северо-восточному гребню взойти на вершину пика Баумана. От пе­ревала Бодорку 1,5—2 часа.

242. Баумана пик по Северо-восточному гребню (маршрут комбинированный, 1Б к/тр, рис. 18, 28).

Путь от турбазы «Чегем» (группа 4—8 человек) до верхнего|плато Северо-западной ветви ледника Кулак описан в маршруте 233. ]Отсюда подниматься, придерживаясь правой стороны ледника, в на­правлении седловины перевала Чат, расположенной в гребне отрогамежду вершинами Чаттау справа и Баумана слева. Пройдя по центруледника его разорванную часть, подняться по крутому ледово-снежному склону с бергшрундом в средней части на левую сторону седловины. Путь подъема на перевал Чат от турбазы «Башиль» описан в маршруте 243.

На перевале (при подъеме от турбазы «Чегем») свернуть влево и по заснеженному Северо-восточному гребню, затем по легким, силь-юо разрушенным и заснеженным скалам подойти под вершинный[взлет. По сильно разрушенным, крутым скалам левой стороны взлетапростой подъем на вершинную башню. Далее по острому гребню(страховка) на вершину им. Баумана. От перевала Чат 40—50 минут,

243.  Чаттау по Юго-западному гребню (маршрут комбинированный, 1Б к/тр, рис. 18, 28).

От турбазы «Башиль» по левому берегу реки Башиль идти вверхпо ущелью до потока ледника Чат. Здесь свернуть влево и поднятьсявдоль берега потока до языка ледника Чат. По леднику подойти к ледопаду, который лучше проходить по его правой стороне. Над ним,пройдя по снежному мосту бергшрунд, подъем по крутому ледово-снежному 100-метровому склону на перевал Чат. От трубазы «Ба­шиль» 5—6 часов. Путь от турбазы «Чегем» до перевала Чат описанв маршруте 242.

На перевале (при подъеме по леднику Чат) свернуть влево и поледово-снежной седловине перевала подойти к Юго-западному греб­ню. По сильно разрушенному, длинному, местами заснеженному лег­кому Юго-западному гребню вершины Чаттау, обходя многочислен­ные жандармы траверсом справа («живые» камни, страховка), взойтина вершину Чаттау. От перевала 4—5 часов.

244.  Чаттау по Северо-восточному гребню (маршрут комбинированный Недоспаева, ЗА к/тр, рис. 18).

От турбазы «Чегем» (группа 4—8 человек) по правому берегу ре­ки Кулак, вверх по ущелью, подойти к потоку ледника Безымянного.Здесь свернуть вправо и, перейдя ледник, выйти на его левобереж­ную морену. По морене, затем по травянистым склонам подъем на площадки около карового ледничка. От турбазы «Чегем» 3,5— 4 ча­са. На площадках исходный бивак.

От площадок, обойдя бараньи лбы справа, выйти на ледник Безымянный. Придерживаясь левой стороны ледника, подойти под ши­рокий ледово-снежный кулуар, спускающийся с седловины Северо­восточного гребня вершины Чаттау. С ледника, пройдя по снежномумосту бергшрунд, подняться по крутому ледово-снежному склонукулуара (лавины, страховка) на седловину Северо-восточного гребнявершины Чат. Подъем на седловину возможен и справа от кулуара по простым разрушенным скалам («живые» камни) контрфорса.

На седловине свернуть влево и по простым разрушенным скалам Северо-восточного гребня подойти под скальный взлет. По крутым разрушенным скалам средней трудности правой стороны Северо-вос­точного гребня («живые» камни, крючьевая страховка) с крутыми ле­дово-снежными участками подъем на гребень выше взлета. Далее попростым, местами разрушенным скалам Северо-восточного гребня,преодолевая небольшие жандармы в лоб, а некоторые обходя справапо ледово-снежным склонам, кулуарам и крутым скалам (страховка),подойти под вершинный взлет. По простой .стенке с короткими участ­ками средней трудности (страховка) подняться на гребень и по немувзойти на вершину Чаттау. От исходного бивака 5—6 часов.

ЛЫЧАТ , ЛАСХЕДАР

Небольшой массив (3900 м), состоящий из вершин Лычат на за­паде и Ласхедар на востоке, расположен в ГКХ между вершинамиБодорку за перевалом Лычат на юго-востоке и Башиль за перева­лом Ласхедар на северо-западе. Единственный комбинированныймаршрут на вершину Лычат (1Б к/тр) проложен 10 августа 1934 г.Б. Симагиным, И. Кривошапко, Е. Литвиновой и Б. Ольшевским (см.рис. 18),