Кавказ-2003: Узункол - Гвандра - Тютюсу - Адырсу - Адылсу

учебные сборы: 10 дней
а/л Узункол - р.Мырды - скальные занятия
- р.Ак - пер. Ак Сев(1А, рад) + снежные занятия
- восхождение на в.Ак-Тур(1Б,ю.гр)
- ночевки "Труд" - ледовые занятия
- восхождение на в.Ак-Баши (2А,сев.гр.)
- р.Мырды - а/л Узункол;
поход: 13 дней, 120 км
р.Кичкинекол - Доломитские озера - пер.Доломиты Юж(1А) - р.Чириккол
- р.Уллукам - пер. Хотютау + лед.Большой Азау(1Б) - поляна Азау
- р.Тютюсу - пер.Студенческий(1Б)
- вариант пер.30лет Советского Альпинизма (2Б, западный кулуар) - суллукольские ночевки
- р. Адырсу - пер. Гумачи (2А) - р.Адылсу
Участники - Смирнов Дмитрий(руководитель), Пашкевич Кристина, Щука Александр, Жидков Денис

ЛетопИсь

15 июля. День приезда.

Вечер 14 июля растянулся на полночи. Мы ждали станцию Таганрог в 22.30 а она появилась гораздо раньше (ровно на час), только тогда мы допетрили что мы уже в России где время уже ушло вперед на час – вот вам и машина времени. Прикупив пивка, мы устроились на посиделки, где каждый говорил тост и пил пиво, но оно быстро кончилось. А тут как раз город Ростов настиг нас в пути, и мы подумав о трудностях будущего дня не удержались и взяли еще пиво «Волжанин». Волжанин легко и приятно влился в наши глотки не дав уснуть многим еще продолжительное время. Но Кристина, посапывающаю в объятиях Морфея, не позволила нам умереть от недосыпания.

Невинномыск.

Вот наконец зазвенел будильник объявив нам о 5 часах утра и начале дня номер 0.

Нехотя, народ начал шевелиться,и что больше всего меня удивило – это то что не уступала им в активности и Кристина. Денис принес кипятка и заварил чай и пюре быстрого приготовления; попробовав его все согласились что то есть «редкая гадость». Быстро упаковали рюкзаки и проехав станцию «Кавказская» пошли к выходу, но оказалось, что поезд опаздывает на полчаса.

Вот и Невинка. Вышли на перрон, на вокзале не сразу узнали что дизель до Черкесска будет не скоро, и потопали узкими улочками в сторону автовокзала. По дороге стало ясно, что тащить заброску вверх до а/л Узункол нереально, и что необходимо обязательно доехать туда на транспорте. Ближайший автобус отправлялся в 9.10, так что нам нужно было ждать 1,5 часа. При этом билеты продавались только непосредственно перед прибытием (проходящий). Когда автобус все же появился оказалось что билетов нет. Водила не захотел уступить нам стоячие места, которые полностью (все) были свободны, предложил сесть на следующий автобус (до которого был еще целый час) и укатил.

Дождались мы все же этого следующего автобуса, который шел на Теберду (10.40) и был пуст. По дороге все спали. Приехав в Черкесск мы были атакованы волной предложений от частников. Да, кстати, Черкесск оказался довольно крупным городишкой, даже с тролейбусами, возле автостанции была бензоколонка.

Через пару минут после наката волны Денис увидел явно знакомого ему человека и мы сразу поняли, что это тот самый Абдул, который возил две наших группы в том году на Домбай.

После непродолжительных торгов, сумма между 1500 и 1200 скатилась в вероятностную яму 1400 и мы поехали. Не все конечно, а только я и Денис. Нет-нет не волнуйтесь все закончилось хэппи эндом. Нам просто надо было закрепить на крыше шестерки багажник и зарегестрироваться у пограничников и в ОВИРе. Меня оставили у погранчасти с документами, а сами укатили за багажником. После того как машина уехала я обнаружил недостачу паспорта Дениса, и к тожу же в погранчати мене заявили что у них можно зарегестрироваться только после ОВИРа. Мне оставалось только ждать возвращения машины.

Они приехали только через 1,5 часа ожиданий. За это время я уже проклял все на свете – появился шанс не оказаться в горах сегодня. Машина была уже загружена рюкзаками и мы помчались в ОВИР, который находился рядом, напротив здания суда (про которое можно долго и много рассказывать, а можно просто сказать о нем как о современном замке). Заполнение карточек в ОВИРе длилось минут 20. При этом потребовались подписи всех участников и мысленные молитвы к технике по имени HPLaserJet. Для граждан не Белоруссии и не России на границе должны были выдать иммиграционные карточки, но такого не было и поэтому отсутствие соответствующего служащего сравняло во времени нас и группу из Харькова, которая ехала в Архыз в единичку и укатила из Невинномысска на первом автобусе. После проставления этим же служащим соответствующих печатей в наших паспортах, мы помчались на погранчасть. Меня как незнающего некоторых деталей пару раз отфутболили, но Абдул поговорил с постовым и я был последним, кто заполнил заявление сегодня. Тут же нам объявили что выдача паспортов будет только в 18.00, т.е. через три часа, что привело толпу ожидающих в состояниеоткрытого мятежа. И, короче, через час пропуска были готовы.

Вот мы уже колесим по предгорьям Карачаево-Черкессии. Денис болтает с Абдулом о всяких общих проблемах, а мы наблюдаем за окружающими нас великолепными пейзажами.

Проезжая через Карачаевск узнаем от Абдула о вкусном местом пиве «Карачаевское» (непастеризованном). Вот асфальт закончился, пассажиры проснулись, суслики оживились, приводя в экстаз Кристину и добавив поводов для новых шуток, в которых мы дошли до того что здесь можно насобирать сусликов и толкать их в Беларуси полякам и нажить неплохое состояние. Затем решили, что есть еще вариант – насобирать камней с красивенными лишайниками. Но наши благочестивые намерения сбил с толку пограничный дозор (шлагбаум).

В итоге мы пересели в пазики, попрощавшись с Абдулом оторвали ему полторы штуки за кипевший антифриз.

16 июля. Первый ходовой день.

Позавтракава, мы как всегда стали собираться, но скорость сбора была небольшая, т.к. поступил приказ от руководителя не спешить.

Ну что? Тронулись.

На нашем пути было много встреч , смеха и веселья, но обо всем по порядку.. Самая первая встреча была с погранцами, которые спокойно и невозмутимо проверив наши паспорта и бамажки, указали нам путь. Дальше (заранее опускаю встречи и здарования с другими погранцами, а также пастухами – прим.автора) приятной встречей оказалась встреча с местными жителями. Поив айрана (кстати мне, т.е. Малышу, очень понравилось, слегонца напоминает деревенский кефир) и поговорив с ними о жизни, мы отправились дальше.

Найдя место для ночевки и поставив лагерь, весь мужской полентой группы отправился на «помойку». Это была не простая «помойка» в ней присутствовали элементы изобретательства - Денис стирая свое нижнее белье и даже не думая об этом, открыл новый способ ловли рыбы, правда вот жалко что словить ничего не удалось – «сетка» маловата.

Далее по плану следовали скальные занятия. Их можно описать очень кратко: поскакали в обвязках и с веревками по камушкам как козлики, повбивали крючья, и назад в лагерь.

В лагере, поужинав, все у того же Дениса встал вопрос. Но он уже не касался способа ловли рыбы. Ему даже предлагали методы, оборудование и способы решения этого вопроса. Но он их всех отбросил и сообщил, что подумает над этим вопросом позже (как сообщили источники этот вопрос был разрешен с утра). Ну вот и все – все уложились спать........

P.S. Погода в этот день была неочень, а под вечер так совсем испортилась.

17 июля. 2-ой день похода.

Во сколько точно мы проснулись голова не удержала в памяти, но помоему (как и обычно) позже запланированного, что порадовало. Тем более что ночью неимоверно жарко и это мешало полноценному отдыху. А день предстоял не из легких...

Позавтракали вкуснейшей сладкой рисовой кашей. Сборы заняли чуть более запланированных 2-х часов (перый раз можно простить). Туман окружающий нас со всех сторон оптимизма не пребавлял.

Лёд двинулся, господа. Проверенный давешне путь сегодня преодолевался со скоростью значительно меньшей, причиной чего послужили рюкзаки, утро, туман и остальные беды на нашу голову. По дороге встречались цветы, слизни, ручьи и др. прелести Кавказа. Не заметив указателя «На Ак», мы все же свернули с знакомой уже тропы и продолжали свой нудный путь. Через некоторое время, потеряв тропу (что является скорее правилом чем исключением), Дима предложив всем отдохнуть направился на ее поиски. Искал долго и это было нам на руку. Естесственно так и не нашедши тропы (но после значительного отдыха) нам было предложено ити дальше в направлении и так очевидном. Еще немного попыхтев, поостанавливаясь мы вышли на место наших будущих ночевок. Руководитель правда усомнившись в этом сделал попытку найти более неудобное место повыше. Но не тут то было и мы разбили лагерь в красивенном месте с ручейками и ромашками.

Но на этом наш день не закончился, хотя сил в запасе казалось оставалось не шмат. Даже не пообедавши (что необходимо подчеркнуть) мы с истинным рвением двинулись к перевалу Ак. Рвение довольно быстро куда-то испарилось и мы медленно двигались по морене и осыпям на запад.

Шли долго ли коротко (скорее долго-долго чем коротко) и вышли к перевалу. Одев кошки пошли по снежнику (поохав для приличия над тем, что перевал какой-то не такой). Преодолев и это препятствие вышли на скалы и там еще немного вверх и далее шел маленький спуск по тем же скалам на наш перевал. Тут то мы и увидели спускающихся (вернее подымающихся) на наш же перевал, только с противоположной стороны таких же как мы выживших из ума. Откуда невозьмись вернулось былое рвение и последние пару метров до перевала мы преодолели почти вприпрыжку. (?Денису подложили овсяное печенье.) Прочитав записку МИФИ от 7.07 мы решили что она по праву принадлежит поднимающимся еще колегам, т.к. они шли под рюкзаками. Записочку мы быстренько спрятали в турик и с криками подбадривания встретили подымавшихся. Они оказались свойскими ребятами из славного города Волгограда. Было их четверо в той же пропорции как и нас.

На перевале как на перевалесъели шоколадку, потрындели с волгоградцами, поздравили малыша с первым перевалом и двинули назад. Он, гад, пиво не принес, хотя все ждали.

На снегу троху покувыркались измочив штаны и все их содержимое, называя это снежными занятиями. На долго нас не хватило и (хоть и трудно это представить) мы стали спускаться в лагерь, поглессировав, кто побыстрому а кто как мог почти всю обратную дорогу.

Объяснили волгоградцам дорогу к нашему лагерю: Вы будете спускаться вам уже осточертеет и после этого вы ещё будете спускаться и еще будете спускаться и там наш лагерь.

Нагнав и перегнав ушедших вперед волгоградцев мы спустились в лагерь и стали готовить вкуснейший ужин. Ячка оказалась ячменными хлопьями, что очень меня порадовало. На ужин было решено отметить первый перевал.

Подошли волгоградцы, и решив наверно ,что с них на сегодня достаточно разбили возле нас лагерь.

Мы познакомились: Дима (рук), Саша, Лиля, Коля. Оказалось, что у них Саша тоже первый раз в походе и это его 2-й перевал. Они оказались из городского клуба туристов. Рассказали про свой город на Волге, который тянется на 80 км но зато в ширину совсем пару км.

После ужина мы приступили к ритуалу распития спиртных напитков состоящих из спирта. Пригласили присоединится и соседей по лагерю. Они пренесли свой напиток, который ничуть не отличался от нашего, даже в такой же бутылке. Они как старшее поколение порассказали баек. Про то как ходили раньше, про местное население у которого мы пили айран накануне, про людей которых они встречали (дамы в вьетнамках и с сумочками) , про то что во времена СССР м.б. спуститься к морю ч/з перевал, про то как кто-то из них ездил в Хибины и брал с собой швейную машинку в поезд. Они еще рассказывали про те 5 групп с которыми они идут: про тетку на морене за 50м от лагеря и т.д., про ласты в рюкзаке у Коли.

Покамлали на сон грядущий и улеглись спать в 9 часов вечера.

19 июля или обычная дневка.

Начиналась обычная дневка в горном походе. Вчера, пройдя Ак-Тур, мы решили не переться на следующий же день на Ак-Баши, а немного отдохнуть, а заодно сделать ледовые занятия и разведать, что за перевал такой – Ак Южный – Ложный, тем более что путь с него на Ак-Баши был короче на 1/3.

Я проснулся за три минуты до того как зазвенел будильник, 7.15 – дневка все-таки. Было влом его выключать, было влом его выключать, но возмущение народных масс задушило его скорбное верещание.

Приготовили с Шурой овсянку – стали будить остальных. Денис поднялся быстро и начал тормошить Кристину, но Морфей с ней этой ночью, наверно, был настолько божественнен, что она не хотела с ним расставаться, а когда Денис вышел из палатки, и мы все сидели уже за столом – она заявила что всех нас, мужиков, ненавидит, но все же через некоторое время вынесла из палатки свою телесную оболочку – при этом мысли и разум ее блуждали где-то по просторам вселенной вместе с прекрасным божеством.

Решили, что после завтрака стоит немного отдохнуть (часок другой) и полезли в палатку, тем более что погода явно не радовала, временами моросил дождик, а солнышко, как и мысли нашей красавицы, было где-то в облаках.

Вспомнили Юрагу, подумали что ему и нам с ним было бы тяжело. Рассказали Денису историю из зимних Карпат про томик Дюма, доведя его, тем самым, до истерического смеха. Он заявил, что подобные приколы могут спорить даже с тем как Макс Коляда мазал губы мазью от грибка, которую ему дала Зелезинская вместо мази от герпеса. Вспомнили Кузьмичкины ботинки и скорее врядли они ей пригодятся для «настоящего» дела. Подумали что у них с Колей наверно будет свадьба... Решили, что обычно после такого дела, люди, обычно закругляются с туризмом, да и всей активной жизни и загоняются на бытовухе. А Неборские - исключение из правил. Важно чтобы в этом были заинтересованы оба реально.

В облаках появились просветы и мы пошли наверх. ....

20 июля (писал Малыш)

В плане этого дня была вершина Ак-Баши. Подъем в 4 часа, Денис вылез кочегарить примус. Варка рисовой каши сопровождалась зарядкой. Позавтракав, начали собираться на Ак-Баши. Самой интересной вещью было натягивание мокрых ботинок и носков. Тот же Денис сравнил натягивание мокрых ботинок с засовыванием ноги в жопу мертвому бегемоту.

И все-таки натянув эти мокрые и противные ботинки и сделав зарядку мы тронулись. Погода с утра была просто супер. Насколько приятно видеть Эльбрус в лучах утреннего солнца. Уже в четвертый раз мы шли по тому же снежнику. Можно сказать что это уже приедалось, хотелось накинуть рюкзаки на спину и пойти на новое место.

Поднявшись по последнему снежнику и выйдя на камни, была дана команда надеть обвязки. Тут-то и началось самое интересное, а именно – Кристина обнаружила что ее верхняя обвязка великовата. Сразу было высказано предположение, что у нее за ночь кое-что сдулось. Пытались найти винавного, но безуспешно. В конце концов был предложен выход – восполнить утерянное, а способ – надуть. Но тут снова встал вопрос - нипель или золотник. В итоге решение данной проблемы было отложено на позднее время.

Вот мы уже на гребне. Образовали связки. Дима пошел в разведку. Когда он пришел и сообщил что камни покрыты изморозью, это всех немного насторожило. Но делать больше нечего. Вперед... Попрыгав немного по камням, поочередно страхуя друг друга, и услышав комплимент в мой адрес от Дениса (шустрый как понос), мы подошли к участку который не поддался для прохождения. Подумав и немного поразмыслив, было использовано правило правой руки, а именно «а ну его!». Ну что вниз так вниз. В лагерь мы с Денисом спустились первыми, успели переодеться, подмыться и постирать носки, а Кристины с Димой все небыло. Это немного настораживало. А дело вот в чем – они просто решили сходить на озера, находящиеся недалеко от нас. Так что все красиво обошлось.Пообедав, мы решили сходить искупнуться на озера. Водичка, мягко говоря, холодноватая. Вернувшись в лагерь было решено слегонца поспать, это слегонца превратилось в конкретный обрубон на пару часов. Проснувшись и поужинав в палатке, началось обсуждение фильмов, книг и музыки Pink Floyd’а.

Итог – легли в начало 12.

P.S. Погоду под вечер можно было охарактеризовать одним словом – ЖОПА!

21 июля Кристина

Накануне вечером погоду все хором называли на букву «Ж». И надо сказать, это довольно точно описывало то , что творилось вне палатки. В связи с таким состоянием надворья было принято решение утром определиться с дальнейшими планами. В районе 4 часов утра (я это знаю по рассказам) Дима, выглянув на улицу, принял мужественное решение не идти на Ак-Баши. После чего все погрузились в сладкий и такой редкий для этих жестоких условий утренний сон. Для дежурных утро началось в 7.00. Тут и оказалось, что погода в этот день выдалась на удивление прекрасной даже можно сказать лучшей за последние 6 дней.

Вкусную манку ели не стуча зубами от холода. Дима объявил что все идет по плану (странный у него план какой-то) и сегодня мы переходим на верхние ночевки и совершаем ледовые занятия. Медленные сборы подошли-то к концу и мы были готовы покинуть насиженное место. Нельзя не упомянуть про сухие носки и даже - о чудо – сухие ботинки от чего все уже успели отвыкнуть.

Подъем на ночевки был уже скромно говоря знаком, хотя с рюкзаками он преодолевался нами впервые.

Найдя подходящее место на осыпи мы установили лагерь: поставили палатку, сделали стол, стулья , место для примуса. И прихватив все необходимое побежали на ледовые занятия.

Не переставая восхищаться таким изобретением науки как ледобур, способным держать 1200кг v 1200000гр мы вдоволь вымокнув и выгрязнившись и измочив веревки провели это мероприятие – ледовые занятия.

В лагере мне, как единственной представительнице слабого (а могла бы сказать и прекрасного) пола было предложено станцевать стрептиз на столе, используя вместо шеста лыжную палку. Саша (интересный факт для мужской психологии) на мое возражение о том что я им и так надоела и опять я должна танцевать стриптиз, ответил что они оденут мне на голову мешок от спальника и так будет все равно. Сейчас мы обедаем суп-харчо, наплывают облака.

После обеда хлопцы гулялi у карты. Дам так и не повесили. Я изучала расписание похода и описания перевалов. Малыш своим трындежом озвучивал всю игру, хотя по заявлению надежных источников (Дениса) играть тольком не умеет.

На ужин я готовила макарон з сыром. Это блюдо у нас запланировано только 3 раза на весь поход, поэтому пользуется большим успехом. Облака кружили и кружили. С Денисом пошли мыть котлы и обнаружили что вода почти замерзла, так что цедили мы ее довольно долго.

Дима лег спать, так что камлать на снег ходили втроем. После этого не долго думая легли спать. Каждый раз когда кто-нибудь (начинал) пробовал засыпать Малыш переубеждал его своим бесконечным кашлем. Ночью к тому же он вылазил из палатки по малой нужде (он так утверждает, хотя кто его знает) за это его Денис в гневе обозвал энурезником несчастным. Это последнее, что я помню из моего дня.

23 июля. Ак-Баши.

Будильник зазвенел точно в 4 часа. Все услышали и я начал раскачиваться и вставать. Погода была ясная, только на востоке – в стороне Эльбруса небо было затянуто облаками. Примус разгорелся к 4.30. Сегодня на «ужин» рис с молоком и изюмом. Рис замочили еще вчера, но это мало помогло и он варился около 30 минут – высота ведь 3350. Вот закинуто молоко и изюм. Начинаю будить остальных. Денис как всегда встает первым и раскачивает остальных – но первый человек из палатки вылазит только через 10 минут. Рис вкусный получился. Чай с лимоном и мы собираем снаряжение и одежду, которые после вчерашней отсидки достаточно сухие. Одеваем обвязки, кошки берем все спецснаряжение, кроме ледобуров и жестких кошек и выходим на ледник. Снег явно подтаял и в месте первого нижнего перегиба под Южным открывается лед и трещины, которые в большинстве своем неширокие. У первой трещины связываемя по 10 м, и идем до берга. Меня и парней все время пробивает пипи. Вот и берг, сначала вешаем длинную 8-ку – чтобы быстрее пройти камнеопасный участок, где мост через берг. Дальше еще 1,5 веревки и мы на перевале. Снег покрыт настом, под которым он мягкий и сыпучий – но все равно держит лучше, чем в тот раз (ледоруб).

Снимаем кошки и идем по правой стороне гребня. Осыпь. Выходим на перемычку, с которой, по описанию, нужно идти дальше по снежному гребню, но никакого снежного гребня нет. Идем дальше по правой стороне осыпного гребня. Особых сложностей нет, скалы и камни достаточно теплые. При выходе на перемычку под первой вершиной с Мырды валят облака, но не перемахивают на другую сторону, а останавливаются будто невидимой границей.

Оставляем кошки и ледорубы и пережидаем плохую видимость. Денис ест орешки, которые у него рассыпались на камни. Он всем напоминает обезьянку, занимающуюся собирательством.

Облака начинают расходится и мы лезем на первую вершину. Осыпь, склон круче. Вершина острая и длинная, пересечь ее без потери высоты нельзя. Вешаем петлю и организуем дюльфер и горизонтальные перила на следующее ребро. Посылаем Дениса на разведку дальнейшего прохода. Результат положительный. Надо было пробовать обойти вершину слева, чтобы не делать этого дюльфера. Но описание есть описание.

Выходим на ребро и далее на нормальный гребень с той стороны первой вершины. Веревку 40м оставляем для возврата. Спуск с первой вершины по камням и осыпям дается без проблем. Что плохо совпадает с описанием, где он почти равнозначен подъему на главную вершину.

Выходим на седловину под главной вершиной. Шура организует страховку Денису через петлю. Что-то здесь не так – скалы сложноватые (3-4), да страховку на них нужно делать крючьевую с ПТС. Денис выходит метров на 15 – до нормальной балды. Я выхожу к нему и вижу, что дальше начинается нетривиальное для данной категории лазание. Спускаемся, оставляем петлю. Справа виден осыпной кулуар – это наверняка он, хотя и в нем лазание местами неплохое плюс снег со льдом плюс явная камнеопасность. Но он явно легче остальных путей. Спускаемся с седловины в кулуар. По пути подвижная крупная осыпь. Организуем крючьевую страховку. На первой веревке делаю промежуточный крюк перед переходом на другую сторону кулуара. Крутизна 50-60 гр. Вбиваю два швеллера для организации базы. Кристина приносит веревку, страхует, и мы вешаем еще одну, здесь лазание легче но камни сыпят больше. Вешаю петлю, вбиваю крюк для нижней страховки. Опять Кристина приносит веревку и все повторяется. Хотел сделать страховку через петлю – но Кристина не захотела – молодец. Еще одна веревка – скалы прочнее. Вот она – вершина, вижу тур. Веревки до него не хватает, делаю петлю. Дальше та же итерация с Кристиной до вершины. Подходят все. Фраза Дениса – «это мой Эверест». Погода портится. Все в экстазе. Тур. В нем записка группы из Невинномыска прошлого года, а у них – 1998 года. Едим шоколад – на большее нет времени. И сматываемся. Начинается ЖОПА. Ветер. Снег. Холодно. Шура, спускаясь скидывает на Дениса немаленький камнепадик. Денис благодарит все и вся за то что стал на самострах за скалой. Ухожу последний. Шура и Кристина спускались на УИАА – плохо шел. Веревка не сдергивается. Лезу наверх – все нормально – спускаюсь – опять не сдергивается. Идет Денис и обнаруживает что дергаем не за ту веревку – наверно узел перегнулся через петлю – или я с ума сошел. Выбиваю крючья, дальнейшие дюльфера сдергиваются без проблем. Оставляем две петли и один швеллер. Летят камни. Все мокрые и продрогшие. Через швеллер веревка могла идти плохо. Вот и конец длинным веревкам...

Начинается гроза, валит снег. Уходим под первую вершину и на нее. При выходе наверх, буквально в 10-20 метрах от нас вдруг слышен резкий треск и затем эхо на все горы – молния. Все «балдеют». Вот и наша длинная веревка. Траверс и подъем вверх на жумаре. Делаем спортивный спуск на ту сторону. Оставляем петлю. Забираем с перемычки кошки и ледорубы. Денис хочет уйти раньше – они уже готовы но я не разрешаю. Уходим вместе. В одном месте Денис впереди, кажется что сложновато и мы здесь не были. Я с Кристиной пытаюсь найти более легкий проход, но натыкаюсь на снег со льдом. Денис уже далеко и выходит на перевал. Идем их путем. На перевале одеваем кошки. Денис предлагает сало, но ничего не лизе. Спускаемся как и в то раз, но с длинной веревкой в конце. Заметно что во время грозы слетело еще пару камней через мостик.

Идем к палатке в сплошном тумане. Видимость не более 10 метров. Тут же переодеваемся в сухое. Денис ставит чай. Залезаем в палатку. К чаю я достаю сюрприз – мёд. Балдеем. Готовлю суп. Дождь. Соль. Манка. Три пакетика. В результате пересолил и много манки. Суп идет плохо. Только Кристина говорит что соли нормально и ее папа доложил бы еще. Спирт. Сало идет плохо, наверно потому что с хлебцами. Отдыхаем, болтаем. Когда варился суп вода закипела и затушила огонь, бензин под давлением вышел, я поджег, и пламя взвилось с диким треском и хлопком, я отскочил на пару метров. Кто был в палатке – аж заволновались... Это был у меня уже второй экстрим за этот день. В превый раз на втором дюльфере полетели камни в считанных сантиметрах от моей каски (когда я сказал что рассчитал траекторию падения..), до этого я подставил каску под камень на первом дюльфере...

Отдыхаем.. Поем песню про Иссык-Куль.. про дождь..

24 июля (писал Малыш)

Ну что начнем...

Всиав и позавтракав начали собираться, т.к. предстоял спуск под Узункол (забежав вперевд можно сказать, что спустились мы в Узункол, и не зря)...

Собравшись, тронулись. Как только Денис накинул рюкзак и тут случилось то, что когда-то произошло, а именно у него сломалось крепление, причем с треском. Подождав минут 10, мы все-таки вышли.

Попрыгав по камням, спустившись по снежнику мы попали на давно знакомое место. Дальше пошли по незнакомой тропинке и можно сказать что зря - там оказался тупик. Кое-как спустившись на знакомую тропинку взяли курс на спуск. И тут снова случилось неожиданное - Денис, шедший впереди, сорвал растяжку. О том что она была сигнальная я понял только через секунд 5, и еще можно добавить что я "слегонца обсерся".

Спустившись немного ниже, мы заметили погранца, который бежал к нам. Он сообщил нам что его начальник хочет увидеть нас. Ну что ж идем вниз к погранцам. Всю процедуру проверки паспортов описывать не хочется. Можно сказать лишь одно: жалко стало командира, человек, женат, наверное есть дети, а он тут, в пердях. Оформившись, тронулись дальше. По дороге встретили знакомую старушку из коша. Поразило то, что она вязала что-то даже не смотря на спицы.

Пройдя погранцов и выйдя к месту знакомой стоянки, начали искать место для ночевки. А в это время шел дождь. Было такжк решено забрать заброску, и мы с Димой пошли в Узункол. Прийдя туда и немного потусовавшись мы еще узнали цены на ночевку в альплагере. В итоге было решено переночевать в Узунколе(очень таки манил душ). Поселившись в комнате, пообедав и попив пивка, которое так нефигово расслабило, мы отправились в душ. Там мы с Денисом вспомнили пару анекдотов про грузинов и еще познакомились с мужчиной облазившим все вершины в округе, и который в добавок оказался еще белорусом из Минска.

Попращавшись с земляком мы пошли домой через бар, в котором еще прикупили пивка к ужину.

Что тут еще можно описать... Поужинав, попив пивка, которое прибило вообще в конец, отправились спать. Кристина спала не в спальнике, у нее для этой цели был спальный гарнитур.

На сон обрубило сразу, а сны были просто супер!

ВСЕ!!!

25 июля (писала Я)

Спалось чудесно. Мало того что на отдельной кровати, так еще с постельным бельем, в помещении. Я не хочу сказать что мне не нравиться спать в палатке в спальнике да по бокам с такими горячимим парнями, но однако. Тем более что спалось хорошо не одной мне. Малыш сказал что ему приснилось что-то такое, что соромно рассказать. Притом повтрил это раз 5. Наверное все-таки очень хотелось рассказать.

Дениса прорвало на слова. Трындел без остановки все утро, чем если честно дико раздражал меня - ЛЮБИМУЮ жестоко вырванную из сна.

Завтрак состоял из овсянки и кураги кому повезло.

После того как заброска была распихана по рюкзакам их вес всех ох как порадовал.

После продолжительных сборов мы все-таки решились покинуть этот райский уголок под названием "Узункол" . На выходе из лагеря, который сопровождался охами и ахами по поводу все тех же рюкзаков, мы видели привязанную за ногу птицу на камне. Ее очень жалко.

Путь лежал через знакомую уже заставу с очередной сверкой паспортных данных. Пограничники одеты как зимой в варешках и с меховыми воротниками.

Дальше наш путь лежал в ущелье реки Кичкиникол. Дойдя до кошары мы как и советовало нам описание и местный житель пошли по тропе, которая вела круто наверх. Можно сказать даже очень круто.

На какой-то из стадий подъема на Сашу снизошло озарение или еще что-то свыше и он увидел высший разум V что-то в этом роде объяснить он толком не мог. Как выяснилось потом это были всего лишь вездесущие пограничники.

Чуть выше, возле водопада мы стали на привал. Тут мы заметили группу которая вышла из Узынкола гораздо раньше нас и тереперь поднималась чуть выше нас. Вид этой группы надо сказать был плачевен: они растянулись на многие метры.

Мы решили что их обязательно догоним. С ревом набирая высоту мы вышли на первую ступень и пройдя еще немного нагнали ту группу. Они сказали что придут к нам на обед, который у нас д-б.б. на озерах. Продолжая набирать высоту, додыхая на каждом шаге мы все же поднялись на еще одну ступень в надежде на озеро на не тут-то было. Впереди виднелся еще один велеколепный моренный взлет опять же с водопадом. Наши силы были на исходе. На этой ступени лагерем стояли москвичи. С ними поговорил Дима и мы двинули на штурм последней мы на это надеялись. Чего стоил нам этот подъем и говорить нечего. При выходе на ступень Дима попросил всех не ругаться матом при виде озера.

Ступень на счастье была последняя и через несколько метров пути мы увидели озеро. Надо сказать оно не чего. На подходе мы наткнулись на погранцов. Как оказалось потом мы их видели не последний раз. Немного потрындев с ними мы направились к местам для палаток. Да кстати повстречавшиеся нам два альпиниста - шутника сказали нам что там есть нарзан. Чего к сожалению не оказалось. На той стороне озера стояли альпинисты из Белгорода. Они напоили нас вымученных чаем каркаде и мы их пообещали пригласить на чебрец.

Как всегда стараясь как можно быстрее разбили лагерь и приготовили суп. После сварили чай и пригласили гостей. Был еще мед и шоколад - пир. Гости (4 чела) рассказали что 2 из них (альпенисты) ходили на 40 лет Татарии, а завтра идут на Юж.Доломиты. Остальные 2: папа и дочка - новечки. Они ждали еще своих которы повезли жен на 5 день в горах на Эльбрус. Вечером они и подъехали. После гостей был ужин (гречка) и немного поболтавшись по лагерю мы легли спать, т.к. устали неплохо.

Озеро как у нас на эмблемках. С него видно Трапецию. Да мы в нем пробовали покупаться да пока дошли до колен ноги свело так что просто поплескались. Вот пожалуй и все. (Ботинки Asola иTrezeta отстой)